Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«Король Лир» глазами Глостера, ослепленного страхом

*
"ЛИР", К.Богомолов, ПРИЮТ КОМЕДИАНТА, Санкт-Петербург, 2011г. (3)

Разочарован :(
Слишком головной, слишком прямолинейный и слишком герметичный спектакль.
Советские аллюзии (Семен Михайлович Корнуэлл) выстреливают еще до спектакля, при чтении программки. И настраивают на легковесный лад.
Театральной игры – девочки играют мальчиков, мальчики играют девочек – хватает на первые десять минут, а потом повторение приема становиться назойливым, как в самодеятельности (Корделия Лировна Лир – по первому разу это смешно, по пятому – утомляет).
Самодеятельным (самопальным) выглядит и текст. Попытка натянуть сюжетную линию и персонажей пьесы на события и деятелей советской истории приводит к нескольким забавным репликам-гэгам («на Грановского») и очень точно примененной нецензурщине, но, по большому счету, ничего не раскрывает ни в пьесе (пьеса только предлог) ни в советской реальности (представленной чересчур идеологизировано и схематично - Империей Зла).
Из головы рождено и в голове осталось. Не столько о реальности, сколько о себе, не историческое полотно (пусть карикатурное, отраженное в кривом зеркале приюта комедиантов), а автопортрет режиссера – его комплексы, его фобии и «филии». Уже известные, в ушах навязшие комплексы, фобии и филии постсоветской интеллигенции (то есть антисоветской, то есть все той же советской), причем ее самого верхнего московского слоя – самой пенки.

Именно поэтому спектакль сразу оживает, когда речь заходит о ней (об интеллигенции) - о своём, о своих, о своей, о себе любимом. Самое подлинное, сразу прорывающее герметичные рамки карикатурной формы - это история Самуила Яковлевича Глостера (Ирина Саликова – актерская удача спектакля), слуги и жертвы Кровавого РежЫма Этой Страны. Жертвы виртуальной (если вспомнить реального Самуила Яковлевича – Маршака, или другого Маршака – драматурга Шатрова). Жили как сыр в масле, но одновременно и в страхе и в отвращении. Это передано очень точно и ослепление Глостера можно понять, как ослепление страхом (парадокс – говорят, у страха глаза велики, и еще один парадокс уже театральный - сцена ослепления поставлена также карикатурно как и все остальные сцены, но именно в ней преувеличение становится уместно и выстреливает и пробивает).
И дальше от ослепленного печального Глостера тянется ниточка к режиссеру, как от отца к сыну. Виртуальная слепота отцов и, как следствие, отщепенство, тотальное отвращение к среде обитания, к своей истории.
И, одновременно, противоестественное влечение к белокурому бестии Ницше – черная униформа, белая рубашка. Заратустра (Татьяна Бондарева выглядит садо-мазо пародией, мне она напомнила сестру Дизель из пародии Мела Брукса на Хичкока «Страх высоты», но ведь режиссер увлечен всерьез). Против "Империи Зла" - "Империя По Ту Сторону Добра и Зла".
Сталин хуже Гитлера. Сталин хуже Гитлера. Сталин хуже Гитлера. Сталин хуже Гитлера.
Гитлер лучше Сталина.
Падающего толкни.
Я – Ницше! (голосом Градского на мотив его песни «Я – Гойя»).

Был по-видимому и расчет на скандал – чужая публика возмутится лобовыми ходами - иконами или орденом Победы, а своя оценит «смелость» атаки на главные символы этой страны (свою публику не стали провоцировать свастикой на рукаве Лира, заменили ее на нечто свастикообразное). Но на московских гастролях спектакля чужих почти не было.

И о музыке. Нечто среднеевропейское, звучащее в финале "Лира" на пустой сцене с мерцающими/гаснущими лампочками, это непростительная для профессионального режиссера банальность. Особенно непростительная в сравнении со снайперским использованием музыки в "Событии". Ария Ленского на немецком языке, которая звучит там в финалах обоих действий, открывает просто-таки бездну смыслов и чувств.
Tags: Богомолов, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…