Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Пермяк в Москве. Ирландец в Голливуде.

.
"КАЛЕКА С ИНИШМАНА", С.Федотов, ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, Москва, 2012г. (3)

ИМХО, это неудача, причем неудача предсказуемая.
Прекрасный пермский спектакль Федотова ( http://lev-semerkin.livejournal.com/295562.html ) потерял очень много от переноса из провинциальной сцены на столичную, с малой сцены на большую, от своих артистов к чужим. Он оказался здесь неуместен, как калека Билли в Голливуде.

А приобрел только один концептуальный ход. Пьеса построена на диалоге/споре с фильмом «Человек из Арана» (и с эстетикой и, главное, с «энергетикой» - с идеологией и пафосом Флаэрти). В самом начале спектакля, когда на киноэкране суровый океан и волны, в рифму к ним открывается знаменитый световой занавес Таганки. Легендарная старая любимовская Таганка связывается с фильмом Флаэрти с искусством 20-го века (искусством Больших Идей и Больших Страстей). А новый театр (театр Федотова и новая, пост-любимовская Таганка) - с театром Макдонаха (с играми постмодерна). В пермском спектакле Федотова совсем не занимал спор Макдонаха с Флаэрти, противопоставление сниженной карикатурной подлинности («низкой истины») и возвышенного пафосного вымысла, замаскированного под документальное кино («нас возвышающего обмана») . Там работала более прямая отсылка к Диккенсу и еще глубже - к сказкам, к общим для всех народов, для ирландцев и русских, фольклорным основаниям культуры, где перемешано жестокое, смешное и сентиментальное.

Как только световой занавес закрылся, закрылся и второй план спектакля. Нового театра мы пока еще не увидели. Тонкая сказочная стилизация на большой сцене вышла совсем не такой тонкой и совсем не волшебной. Актерского ансамбля не было. Один актер (И.Пехович в роли доктора) безнадежно выпадал. Исполнитель заглавной роли Д.Высоцкий увлекся натурализмом, исполнительница роли Хелен Е.Высоцкая сыграла более легко отвязно комедийно (по-макдонаховски), С.Трифонов в роли Джонни был наиболее органичен. Роль самая выигрышная, однако вспоминаешь как Ивана Маленьких «несло» и тут же видишь, как спокоен Трифонов.

Публика принимала хорошо, я не заметил, чтобы после антракта поредели ряды, но реакции публики были поверхностны и не вполне адекватны. Она сильнее среагировала на «яйца» (смехом - на «человека с яйцами» в первом действие, неприятием - на гипернатурализм с разбиванием яиц во втором действии ), чем на комический рефрен «значит Ирландия не такая уж дыра». А это говорит о том, что фирменная федотовская русификация Макдонаха при переезде из провинциальной Перми в столичную Москву потерялась. Спектакль театра на Таганке не «о нас», не «о них», а "вообще".
Tags: Таганка, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…