Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Под стук плацкартных колес.

*
"ОККУПАЦИЯ — МИЛОЕ ДЕЛО", Ю. Погребничко, ТЕАТР ОКОЛО, Москва, 2011г. (9)

Портрет мадонны-2.

Пьесу-монолог Татьяны Орловой играет Лилия Загорская. Играет всё ту же свою постоянную тему, еще один автопортрет (см. «ПОРТРЕТ МАДОННЫ»), портрет женщины за гранью нервного срыва. Она стоит с флажком ОКОЛО железнодорожных путей и провожает поезда. Стоит только достать флажок из кармана пальто или просто распахнуть полу и – до-дэс-ка-дэн-до-дэс-ка-дэн.
Флажок не желтый, а красный (сигнал «стоп»), но поезда все равно идут и идут, не останавливаясь. Из настоящего в прошлое, из прошлого в будущее, из конца сороковых в конец восьмидесятых, из восьмидесятых в наши дни. Из заграницы – домой, с запада на восток. И с востока на запад. Свердловск-Москва-Брест-Варшава-Берлин и обратно. В плацкартном вагоне.

Актриса выходит на авансцену и говорит в зал, рассказывает свою жизнь и смотрит в глаза. Если зрителю повезет с местом, то прямо ему в глаза.

Белая ручка сливного бачка на металлической цепочке опускается, как электрическая лампочка в гильзу в финале «Ворона» Наджа. Русская тоска Погребничко отличается от французской тоски и венгерской тоски Наджа тем, что это не конец. Потянули за цепочку и ручка опять поднимается в прежнее положение.


Русская тоска-4. И снова зима.

Поют всё те же старые песни о том же самом («Русская тоска», "Перед киносеансом", "Старый забытый").

Это - итоговый спектакль о русской тоске, потому что круг замкнулся: Русская тоска-1 - "зима", Русская тоска-2 ("Перед киносеансом") - "лето", Русская тоска-3 ("Старый забытый") - "весна". И вот «снова зима».
И потому, что из советского вчера (вечно длящегося и вечно "наступающего внезапно") совершен выход, пройден рубеж, подведена черта. Советское закончилось, наступило постсоветское и оно оказалось тем же советским. Кинохроника начинается с колонн советских солдат, идущих на запад, и заканчивается современным военным парадом на Красной площади. Идут суворовцы барабанщики (на самом деле уже несколько лет как не ходят, но в данном случае это незначительная подробность, передача эстафеты все равно УЖЕ произошла).

Новый взгляд на ту же русскую тоску и советскую шизофрению - снаружи, а не только изнутри. Через бинарные оппозиции:

Через свое-иное. Через не-советское. Через заграницу.
Один источник заграницы – детство в СГВГ (в Советской группе войск в Германии прошло детство автора пьесы, главной героини спектакля и актрисы играющей главную роль). Папа военный в красивой шинели.
Второй источник – заграничные фильмы. Героиня – натура утонченная, очень хотела стать артисткой (такие и составляют конкурс 300 человек на место), но натурой не вышла и еще в детстве это поняла, когда во дворе "Золушку" играли и роль Золушки досталась Ирке. Поэтому хотела стать режиссером и фильмы смотрела соответствующие – Вайда («Пепел и алмаз»), Феллини («Амаркорд»), Куросава («Под стук трамвайных колес»). Что их обьединяет, какие кадры врезались в память и сейчас показаны на экране? Те, что созвучны русской тоске. Слабоумный мальчик ведет воображаемый трамвай, призраки прошлого танцуют полонез, мотоциклист проезжает по площади.
Ну и в самом конце советского, там где "Огонек" и "600 секунд", - итальянская эстрада.

Через женское и мужское.
Женское - слабое: три «сестры» из психушки (Загорская, Кобзарь и Лосева) и две певицы (Рожкова и Бешуля).
Мужское - сильное: колонны в кинохронике, офицеры в поезде. И армейский ансамбль - лица, как у «двух красивых охранников» из песни Высоцкого.

Между нашими аутентичными советскими песнями 40-х, 50-х и заграничной итальянщиной 80-х большой отрезок и ровно посередине находится точка опоры железнодорожного моста, главная песня спектакля (сопровождает хронику на киноэкране в самом начале и в самом конце спектакля).

Стихи Кирсанова из последней, «больничной» тетради бывшего футуриста, называются "стихи в скобках", вычурные по форме с игрой в слова («Гас, как газ, город опустелый»), а по содержанию направленные в прошлое –

Жил - был я (Стоит ли об этом?)
Шторм бил в мол (Молод был и мил...)

(Жил - был я...) Вспомнилось, что жил.


Музыка Тухманова, сочетающая традиции нашей советской песни с экспрессией заграничной рок-музыки (кульминация альбома «Как прекрасен мир»).

Поет Градский в манере противоположной околовской, рожковской – взвинчено, вычурно, на грани нервного срыва.

Где ж тот снег? (Как скользили лыжи!)
Где ж тот пляж? (С золотым песком!)
Где тот лес? (С шепотом - "поближе")
Где тот дождь? ("Вместе, босиком")


А Рожкова в сопровождении армейского ансамбля песни и пляски исполняет «Давай, закурим». Хорошо поет!
Женщина поет мужскую песню от лица «товарища» и обращается к товарищу - «Эти дни когда-нибудь мы БУДЕМ вспоминать». Это когда-нибудь «наступило внезапно», но годы не властны – голос звучит и, главное, посыл в голосе звучит, «вовек не состариться нам» (это уже из другой песни). А если все же годы властны (Рожкова поет в ветеранских очках с толстыми стеклами), то смена подрастает.

Не созданы мы для легких путей
И эта повадка у наших детей:
Мы с ними уходим навстречу ветрам,
Навстречу ветрам.
Вовек не состариться нам!


В армейском ансамбле несколько молодых лиц, СССР они не застали, а военная форма сидит, как влитая. Они как надо подстрижены, поют и танцуют как надо. Та же «повадка». Тот же секрет, которого никто не знает («забыли, не помнит никто», как говорил Фирс или Бориска из "Андрея Рублева"). Но знают, как это сделать, как достать.

один академик сдавал на права в ГАИ, надо было отвечать по теории, и его спросили, что такое электричество.
А этот академик был главный специалист в стране по электричеству. И он сказал, что этого никто не знает.
Они были потрясены — такой простой ответ. Но он сказал правду: знают только, как его достать.

(из отклика на спектакль Марии Седых)

=======

отклик (с обсуждением) - http://skaska-skazok.livejournal.com/84529.html
Tags: "Не так ли и ты Русь", ОКОЛО, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments