Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Незаконнорожденный.

«МАДАМ БАТТЕРФЛЯЙ», Р.Уилсон, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, 2005г., Москва. (7)

Поначалу изыскано красивая картинка Уилсона воспринималась необязательным дополнением к рутинной опере, обычному, никак не согласованному с картинкой, оркестру и плохим певцам - кого-то почти не было слышно, а Лолитта Семенина в главной партии пела чересчур резким голосом и выглядела уж очень зрелой женщиной, скорее леди Макбет, чем мадам Баттерфляй, больше похожа на ворону, чем на бабочку.

В отсутствии Баттерфляй и в остутствии приличного пения в главные герои неожиданно вышел непоющий герой - Трабл, сын Пинкертона. Похоже, что судьба именно этого персонажа оперы более всего зацепила Уилсона. Даже возникло подозрение, что режиссер считает себя незаконнорожденным сыном Америки и относится к себе как к «траблу», «проблемному ребенку» :-) в трактовке режиссера (и в исполнении облакообразного Максима Пастера) «стыдливый голубой воришка Альхен» Пинкертон – это саркастическая карикатура на Америку, срывающую цветы удовольствия, не признающую чужих законов, заключающую договора на 999 лет с правом в любой момент от договора отказаться и при этом политкорректно стыдящуюся, что причиняет туземцам страдания.
Как бы то ни было, самый красивый, волнующий эпизод оперы – пауза между вторым и третьим действием, когда певцы наконец-то замолчали, а визуальный ряд пришел в соответствие с музыкой. Сцена ожидания рассвета, когда мальчик лунатически бродит по сцене, завораживает красотой и наполнена нетривиальным смыслом – позволяет взглянуть на происходящее с другой стороны, со стороны ребенка (подобный перенос точки зрения дважды применял Доннелан в «Зимней сказке» и в «Борисе Годунове»).

Взрослые двигаются по давно проложенным не ими дорожкам, как по рельсам, а мальчик свободен, он медлено ходит по воде, или по песку, или «по морю яко по суху», или сидит на берегу и печально смотрит в морскую даль (предчувствует нелегкую судьбу в доме брунгильдоподобной мачехи). Наверное из таких мальчиков и вырастают великие режиссеры.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Милый Бертран, дорогой Петер

    * ”ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ” , М.Брусникина, ТЕАТР п/р ТАБАКОВА, 2015г. (9) Cтавить эту повесть Андрея Платонова средствами традиционного театра - задача…

  • Mr.Bean & The Idiots

    * «МЕРТВЫЕ ДУШИ», К.Серебренников, ГОГОЛЬ-ЦЕНТР, Москва, 2014г. (5) Узок этот спектакль, я бы расширил. От сочетания Гоголь+ГогольЦентр (большой…

  • Тряхнуло ("плохой стал злым")

    . Пока молчание Великого и Ужасного продолжается, может быть успею завершить свои пикейно-жилетные диванно-имперские рассуждения. По состоянию на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Милый Бертран, дорогой Петер

    * ”ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ” , М.Брусникина, ТЕАТР п/р ТАБАКОВА, 2015г. (9) Cтавить эту повесть Андрея Платонова средствами традиционного театра - задача…

  • Mr.Bean & The Idiots

    * «МЕРТВЫЕ ДУШИ», К.Серебренников, ГОГОЛЬ-ЦЕНТР, Москва, 2014г. (5) Узок этот спектакль, я бы расширил. От сочетания Гоголь+ГогольЦентр (большой…

  • Тряхнуло ("плохой стал злым")

    . Пока молчание Великого и Ужасного продолжается, может быть успею завершить свои пикейно-жилетные диванно-имперские рассуждения. По состоянию на…