Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Привет из ГДР

*
"Missa in tempore belli" (“PAUKENMESSE”), Joseph HAYDN, Staatskapelle Drezden / N.Marriner, 1796/1986. (10)

"Missa in Angustiis" (“NELSON-MESSE”), Joseph HAYDN, Staatskapelle Drezden / N.Marriner, 1798/1987. (10)


2011-й закончился бурными событиями в ЖЖизни и кардинальными переменами тем и настроений.
От острого политического возбуждения перешел к не менее острому увлечению Гайдном. Перешел плавно. Вот эти две мессы не то, чтобы созвучны оказались, а скорее прозвучали контрапунктом к политическому декабрю.

Три оратории Гайдна («7 слов», «Сотворение мира» и «Времена года») находятся постоянно в моем меломанском меню. И вот решил дополнить его и скачал две записи, рекомендованные блогоприятелем hi_copy. Счастливое попадание в нужное время и нужное место. При желании легко можно выстроить мостик от музыки к политической злободневности. Даже два мостика – туда и обратно.

Путин-мессы :)

Мостик «туда» это время и место записи. Обе мессы записаны Марринером с музыкантами из ГДР - дрездненским оркестром и лейпцигским хором во второй половине 80-х годов. Как раз в то самое время в ГДР находился и главный герой нашего политического декабря («в 1985—1990 годах работал в ГДР. Проходил службу в Дрездене под прикрытием должности директора дрезденского Дома дружбы СССР-ГДР. В течении командировки по выслуге лет повышен в звании до подполковника»).

Обратный мостик более широкий и концептуальный. Обе мессы написаны Гайдном на злобу дня (революционные войны Французской республики – итальянская кампания и война с Австрией 1796 года и египетский поход Наполеона 1798 года).
Наступление прогресса, распространение революционных республиканских идей в конце 18-го века можно считать в некоторой степени аналогом распространения оранжевых революций в начале 21-го века (вплоть до «демократизации» Египта и всего Ближнего Востока Наполеоном :). Трехцветные революции – глобальный (общеевропейский, западный) проект конца 18-го века.

1796 год - начало восхождения Наполеона, он становится командующим итальянской армией, одерживает первые победы. В августе в Австрии была обьявлена мобилизация.

1798 год - морское сражение при Абукире 1-2 августа, в котором адмирал Нельсон разгромил французский флот и фактически остановил продвижение «трехцветных революций» на Восток.

Августовские политические события особенно важны для месс Гайдна, он сочинял их как раз в августе, к сентябрю, к празднику Рождества Богородицы, то есть к именинам Марии Эстергази своей главной покровительницы, жены своего главного спонсора князя Николая II Эстергази.

Князь Эстергази был одной из ключевых фигур в австрийском политическом раскладе того периода. Правда, в политическую историю он вошел не поступком, а отказом от поступка (по даосски не-деянием). Наполеон предлагал ему стать венгерским королем (превратиться из князя Николая Второго в короля Николая Первого). Если бы он согласился, австро-венгерская империя могла бы закончиться на 100 лет раньше.

В это самое время демократ и оппозиционер Бетховен (ему еще нет 30-ти) начинает работу над Героической симфонией, он симпатизирует Наполеону, республиканской Франции и трехцветным революциям, а старыми имперскими порядками возмущается («в разговоре Бетховен постоянно возмущался власть предержащими, их законами и постановлениями»), а у реакционера лоялиста и консерватора Гайдна (ему уже больше 60-ти лет) настроения патриотические, происходящее вызывает тревогу, что отражается в музыке.

В 1798-м адмирал Нельсон остановил трехцветную волну, в 2011-м президент Путин остановил оранжевую волну (будем надеятся :). Тем событиям посвящались мессы, а нынешним – в лучшем случае, куплеты. Какая история – такое и искусство. А музыка Гайдна в такие дни напоминает о подлинном драматизме истории.

Маршалл-мессы.

Блогоприятель hi_copy поместил эти марринеровские записи месс в посте, посвященном певице Маргарет Маршалл (http://hi-copy.livejournal.com/66941.html), и сопроводил восторженными словами:

Прелесть колоратурная :) С другими уже ничего слушать не могу и все. Прямо звук клином на ней сошелся :)). Лучшая. Самая :).

Честно говоря, после первых прослушиваний я не разделил его восторгов от сопрано. У меня звук клином не сошелся, впечатление скорее общее, нерасчлененное и совершенно неохота анализировать и выделять кого-то из певцов. Мне более всего гэдеэровцы понравились – оркестр и особенно хор (ну и дирижер, разумеется). Музыка охватывает и возвышает, просто-таки гармония небесных сфер. Хор звучит идеально. Есть и отдельные звуковые тембровые вкусности, но не вокальные, а инструментальные. В Nelson-messe неожиданно включается орган, в Paukenmesse примерно ту же роль играет солирующая скрипка и также сильно выделяется по тембру. И там же в Paukenmesse главный звуковой эффект и это не милитаристские ударные (в честь которых она названа), а фанфары, резкий совершенно чужеродный звук разрывающий гармоничную звуковую постройку, словно нож гильотины падает, или авиабомбы на дрезденский собор. Вот уж действительно «последние времена настают».

А колоратуры Маршалл никак не выделяются. Возможно, мой вкус уже безнадежно испорчен оперным вокалом (и Хиблой Герзмава в частности :).
А может еще распробую. Ведь Кристиан Ольце, которая мне так понравилась в «Волшебной флейте» Гардинера, hi_copy называет «немецким клоном Маршалл» - http://hi-copy.livejournal.com/68308.html. Если клон я распробовал, может и до оригинала дотянусь :)

Жаль, что нет у меня ни музыкального образования ни музыкального слуха…
А то бы оценил следующее важное замечание, касающееся Nelson-messe. Для иллюстрации эсхатологических предчувствий, тревог и бедствий войны, Гайдн выбрал тональность ре-минор, это ссылка на Моцарта, на гибель Дон Жуана (Гайдн присутствовал на венской премьере оперы и был очень сильно впечатлен этой сценой, через 10 лет это воспоминание отозвалось в собственном сочинении, когда на краю небытия оказалась страна, на которой было не меньше грехов, чем на одном человеке, пусть даже крайнем распутнике и либертене).
Впрочем, в этих мессах есть и другие переклички с Моцартом - некоторые эпизоды с солирущим басом сильно напоминают о Зарастро. Но это ссылка непрямая, не от Моцарта к мессам Гайдна, а скорее наоброт, от католического ритула к масонскому и оттуда в пародийном (но и возвышенном, очищенном от псевдорелигиозной конкретики) виде в оперу-сказку.

Кроме этих двух месс Маррринер записал с гедээровскими музыкантами во второй половине 80-х годов еще три мессы, последняя запись сделана в 1989 году. Вполне возможно, что и предчувствие конца этой эпохи попало в запись.

Мессы Гайдна хоть и военные, но не воинственные, заканчиваются призывом/мольбой "Dona nobis pacem" («Даруй нам мир»), чего я и желаю себе и всем в наступающем 2012 году!
С НОВЫМ ГОДОМ !

=======

Искал в сети информацию о Нельсон-мессе и обрел нового (309-го и последнего в этом году ) блогоприятеля artem_r, рекомендую очень живой и интересный текст о Нельсоне, Гайдне и Марринере - http://artem-r.livejournal.com/248082.html
Tags: музыка, революция в болоте
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments