Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Комсомолец Захаров

*
Продолжение отклика на ленкомовского "Пер Гюнта", начало - http://lev-semerkin.livejournal.com/434093.html

Очень важно, что Захаров (Мрак Анатольевич) снова и снова ставит в центр своего театра героя безусловно светлого, своего полного антипода, не циника, а романтика – Миронова (Жадова), Караченцева (Тиля и Резанова), Проскурина в «Парне из нашего города» и «Проводим эксперимент». Это и в не-захаровских спектаклях Ленкома бывает (неожиданно решенный просветленный Макмерфи-Абдулов в «Затмении»). Таким был в начале 80-х недораскрывшийся ленкомовский актер Сирин (он играл «В списках не значился»). Это не обязательно мужчина, такой была Корниенко в «Проснись и пой» и Чурикова в «Оптимистической трагедии». Это не обязательно молодой человек (как говорили в советские времена, «комсомольского возраста»), таким был старик Джигарханян в «Городе миллионеров». Но чаще всего герой Ленкома это именно комсомолец. И даже самый черный из таких героев Ленкома – Певцов (Треплев, Чичиков, Фигаро) все равно имеет твердое, не разьеденное иронией ядро и некий блеск в темных глазах. Это тот самый «белый глаз черной рыбки», сверкающая песчинка в абсолютно черной Вселенной. И вот еще одно обновление Ленкома, еще один такой теперь уже безусловно светлый – "комсомолец" Шагин (Лопахин и Пер Гюнт).

По-видимому этот комсомолец-доброволец живет где-то в глубине души самого режиссера под броней иронии. Пафос, запрещенный в жизни, проявляется на сцене.

А ведь было время, когда я уже почти похоронил этот театр. Захаров год от года ставил все реже и все больше «мимо». Падение на уровень плинтуса было особенно заметно в спектакле «Плач палача», в «Женитьбе» я увидел полную и безоговорочную режиссерскую капитуляцию «ниже плинтуса». Выручали приглашенные режиссеры – Морфов, Мирзоев – и сильный актерский состав. Но этот состав старел и уже начал уходить.

И вот оказалось, что хоронить рано. Захаров все-таки нашел Ленкому еще одного нового молодого героя. Сначала каким-то чудесным образом извернулся, достал ногами дна и оттолкнулся и вынырнул в «Вишневом саде», там он впервые предьявил нового героя публике. А потом и поставил спектакля на него, спектакль программный, как манифест еще одного, третьего по счету поколения Ленкома (если считать вторым поколение «Фигаро»).

И вместе с тем собственный манифест, спектакль о себе.

Мне интересен Пер Гюнт, может быть, потому, что я прошёл «точку невозврата» и реально ощутил, что жизнь не бесконечна, как мне казалось в детстве и даже по окончании Театрального института. Теперь можно посмотреть на собственную жизнь, как на шахматную доску и понять – по каким квадратам проходил мой путь, что я обходил и во что встревал, иногда сожалея потом о случившемся.

Весной, когда на театральном форуме обсуждали премьеру, я, прочитав у кого-то про концепцию спектакля-автопортрета, даже предложил, чтобы в финале сам режиcсер вспомнил актерскую профессию и вышел на сцену и сыграл финал рядом с Шагиным и Степанченко.
Tags: Ленком, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments