Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Птичий хор. Польский год.

*
"ПОСЛЕ ПТИЦ", Дж.Коен, Дж.Эннис, Т.Родович, ХОРЕЯ, Польша, 2005г. (7)

Самый старый из польских спектаклей мейерхольдовских встреч, не по анкетным данным, а по духу. И самый неожиданный и интересный.
Окончательный диагноз театру по одному спектаклю делать рано, а первое впечатление такое.
Театральное товарищество, монастырь в духе коммун рубежа 60-х – 70-х.
Но это веселый монастырь, вот как был когда-то после неореализма розовый неореализм, так это «розовый Гротовский» (руководитель театра Родович несколько лет работал с Гротовским).
Так и материал выбран соответствующий - не трагедии-апокалипсисы, а комедия Аристофана «Птицы».

Театральная труппа и одновременно музыкальный ансамбль, где вокал это больше, чем вокал – хоровой или сольный, голос человека – больше, чем голос, ритм – больше чем ритм, что напоминает об идеях Кристиана Вандера (“Magma”) или Диметрио Стратоса (“Area”). В 70-е годы был бурный поток, сейчас ручеек, но ведь не пересох совсем.
Хор не только музыкальный, но и пластический. А также драматический, наследник античного.
Хорея, как единство пения, слова и движения.

Пение произвело впечатление, со времен «Бориса Годунова» Любимова-Покровского не слышал такого слаженного хора в драматическом театре.
Движение тоже понравилось, от комического вступления-выcтупления трех друзей-лётчиков (птицы 20-го века), до движения стаи, внезапных падений и прочей "биомеханики", распадения на пары и на отдельные "птахи", и снова попытки коллективных движений, уже совсем конвульсивные.
Со словом сложнее. Перевода не было, перед началом спектакля можно было взять листок с текстом – отрывки из Аристофана.
Хорошо знающие пьесу «Птицы» наверное могли бы и выстроить систему ссылок (например, спектакль, как и пьеса, заканчивается свадьбой). Высокий уровень польской театральной культуре проявляется в такой опоре на античный фундамент – много этажей вглубь.
Я за Аристофаном не уследил, но общая концепция спектакля была понятна и без слов. От коммунизма-коллективизма до терроризма-индивидуализма. И так плохо и сяк нехорошо. От стаи в клетке (коммунистической) до индивидуалистического бунта. И в финале, когда снова складывается многоголосный хор уже с вкраплениями английского, косноязычный пророк обвязывается взрывчаткой (из неоновых трубок) и подрывает себя и всех.
Такую песню испортил, дурак!

=======

Приложение. Польский год

2011-й театральный год у меня получился польским.
Предисловие из конца 2010-го - "Танец Дели" и в 2011-м три спектакля на Золотой Маске, два на DanceInversion и три на мейерходльдовских встречах. Плюс польская тема в "Mistras" Туминаса. Плюс два польских текста - Гомбровича ("Приннцесса Ивонна" Мирзоева) и Ивашкевича ("Синьорины из Вилько" Херманиса).
Всего - 11 спектаклей.
Вряд ли за оставшиеся 10 дней что-то добавится, разве что удастся отыскать запись "Волшебной флейты" в постановке Люпы.
Tags: Польша, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments