Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Постмодерн – Модерн - Постмодерн.

*
"СТУДИЯ 2 / БОГИ И СОБАКИ / КАКТУСЫ", П.Лайтфут, С.Леон / И.Килиан / А.Экман, NDT-2, Нидерланды, 2009/2008/2010г. ( 8 / 10 / 9 )

Спешите видеть, играли вчера, сегодня и еще завтра сыграют.
Программа одной из лучших трупп этого направления – Нидерландский театр танца Килиана (молодежная часть).

1. Ни-о-чем

В антракте после первого номера программы захотелось срочно обратится в ООН МОК с предложением включить в программу Олимпийских игр групповую спортивную гимнастику (по примеру группового плавания), скажем, соревнования дуэтов (разнополых и однополых), а также групп – трио, квартетов, октетов – в вольных упражнениях.
На сцене только сальто не хватало…
Все было очень спортивно, очень пластично, неожиданно в каждом следующем эпизоде.
И совершенно бессмысленно.
Бессмысленно не в отрицательном, а в положительном смысле. Танец-сам-по-себе, не нагруженный никакими дополнительными подпорками – сюжетом, гиперссылками, концепцией. То есть концепцией может быть сам танец, рефлексия. Название отсылает к студии, где проходят репетиции NDT-2, место куда артисты приходят каждый день и даже когда лежат на полу и отдыхают – все равно танцуют в наклонном зеркале. Но можно и эту рефлексию не вкладывать – танец бессмысленный, как бессмысленна музыка, можно просто раствориться в потоке. Минималистическая музыка Пярта называется «Tabula Rasa», растекается горизонтально и танец горизонтален – узоры на плоскости сцены.

2. "В полях под снегом и дождем"

После второго номера программы стали видны корни первого. «Боги и собаки» – последняя работа Килиана в своем театре, поставлена за год до «Студии 2» - работы его учеников, много лет танцевавших в NDT. Мэтр нисколько не утратил креатив и содержательность, при этом заметно изменился.
А также и разница в уровне видна – между вертикальным, содержательным взволнованным модерном мастера из 60-х и горизонтальным постмодерном его спокойных учеников. Вроде и почерк фирменный почерк театра и там и там, но фантазия смелее работает, движения вдруг становятся более резкими, неправильными с сильными мимическими акцентами. Главное, что есть «о чем» - конкретные образы и внятный смысловой план. Первый же образ – одинокий огонек, фонарь стоящий в самом центре авансцены, сразу порождает множество ассоциаций – лампочка одинокого разума в темноте вселенной (только что смотрел «Ворон» Наджа), и огонек из «дяди Вани», он светит каждому из зрителей, сидящих в зале и «Блуждающий огонек» Маля.
Ну а уж когда собака пошла на зрителя (компьютерная видеопроекция на заднике) стало и совсем конкретно.
На сцене пятеро. Две пары танцуют как-ни-в-чем-ни-бывало, а пятый ходит один сзади, потом поворачивается спиной к зрителю и это на него идет огромная собака (на черном фоне в негативном изображении), два полюса – огонек и собака (god, dog).

Но это еще не все. В следующей части «Богов и собак» представлен еще один конкретный образ – занавес из струй дождя (типа бамбуковых занавесок, знакомых советским телезрителям по «Кабачку 13 стульев» :) Холодная голубоватая боковая подсветка, периодические «порывы ветра» в сочетании с музыкой Бетховена доводят уже напуганного собакой зрителя до полного катарсиса – эти струи так красивы и секут как лезвия.
На музыку Бетховена наложена электронная музыка, она вторгается в ткань «венской классики» как нож гильотины. Музыкальная концепция разработана самим Килианом и опирается на пластическое решение – поток плавных движений разрывается резкими «вскриками» - то ли сарказм, то ли отчаяние.

3. Взрыв на выставке кактусов

Третий номер программы контрастен по отношению ко второму – фарс после трагедии, отвязное-комическое после хмурого-сУрьезного, пост-модерн-игра после модерна с погружением в себя, сильных чувств и поисков смысла.
Но и к первому номеру «Кактусы» тоже контрастны. Там был чистый танец, а здесь – грязный, конкретный и азартный. Да и танца почти нет, негде развернуться – танец кактусов в горшках, на одном месте.
Горшки - квадратные площадки для танцев, у каждого свой горшок. Все вместе – кристаллическая решетка и танец электронов. Каждому электрону негде развернуться, но образ – электрический ток – возникает от совместных, согласованных колебаний. Отнюдь не однообразных – очень разнообразных. Все кактусы разные.

Тема кактусов так небанально показана, что даже обидно становится, когда они выносят на сцену настоящие кактусы – ну зачем уж так конкретно?

Затем ровная кристаллическая решетка горшков-платформ тоже приходит в движение, платформы ставят вертикально, переворачивают так и сяк и наконец сваливают в кучу, изображая полный хаос. Взрыв на макаронной фабрике выставке кактусов.
Кактусы танцоры, выброшенные взрывом из своих ячеек-горшков, разбегаются по сцене. У двоих сразу роман завязывается, очень забавный.

Постановка молодая, новое поколения –новый взгляд. Летом испанский «FLOCKWORK» Экмана меня мало впечатлил, слишком уж был хаотичен и размазан по сцене, а этот оказался более собран, структурирован и энергично подан. Как настоящее шоу.
Tags: Килиан, контемпорари, театр
Subscribe

  • Рас-кая-ние Кая

    . «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ», К.Богомолов, ПРИЮТ КОМЕДИАНТА, СПб, 2019г. (10) Посмотрел во второй раз (первым была трансляция Золотой Маски).…

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments