Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Черный ворон, весь я твой.

*
"ВОРОН", Ж.Надж, Франция, 2010г. (9)

После женского балета негордой полячки (вчерашний «Александерплац») захотелось чего-то мужского, с фантазией и экспрессией. Вспомнил про http://liveweb.arte.tv - когда смотрел там «Руслана и Людмилу», обратил внимание на закладку «танец» и нашел там Наджа.
Последний Надж, виденный живьем (на чеховском фестивале), разочаровал (магия исчезла, фантазия поблекла, запомнил только деревянные фигурки на лесопилке).
А этот, на экране компьютера, - впечатлил.

Французское название “Les Corbeaux” перевел уже после просмотра. Безымянный спектакль был «о черноте», оказалось – о вороне. Всё совпало.
Ворон – символическая фигура в культуре (По, Клузо, …). Надж, начиная с первых показанных в Москве «Полуночников», определился как «ночной», черный, депрессивный-экспрессивный («каркающий»), представитель контемпорари-нуар.
Тогда много писали о его происхождении – из венгерского города на севере Югославии, города самоубийц. Зачарованность небытием – его постоянная тема.

В «Вороне» участвуют двое.
Сам Надж отвечает за картинку (черный человек – черный пиджак и брюки, темные глаза, седые волосы, лицо печальное, пепельное).
Саксофонист (он же перкуссионист, как Бакши в спектаклях Фокина) отвечает за звук. Сопровождение не музыкальное, а звуковое. Музыкой эти звуки я бы не назвал. На саксофоне он издает резкие, хриплые звуки – голос ворона.

Спектакль черно-белый (белые листы бумаги на темной сцене, черные рисунки, кляксы на листах бумаги). Тема черноты, небытия разворачивается последовательно с помощью совершенно разных театральных приемов (в «Полуночниках» все происходило одновременно, потому что актеров было несколько).

Сначала – театр теней. На теневом экране – листе бумаги - некто черноголовый (на месте головы большой черный прямоугольник). Он делает рисунки на экране, экран-лист медленно протягивается справа налево, рисунки выходят из тени автора и становятся видны некоторое время, пока не уплывут за кадр. Среди рисунков плачущие черной тушью человечки (краска стекает) и летящий черный ворон – бомбардировщик, с клюва капает черная «кровь». Надж давно уехал из Югославии, вряд ли он закладывал здесь прямую отсылку к НАТОвским бомбардировкам, но у меня такая ссылка сразу возникла.

Второй эпизод – театр предметов. Из конусообразного мешка над сценой сыплется пепел, под струю подставляют гильзы от снарядов. Пустые гильзы еще и звуки издают, если провести по ободу.

Потом наконец начинается собственно театр танца. На первых эпизодах было скучновато, но вот здесь я включился. Надж удивительно завораживающе пластичен, он лежит на сцене – листе бумаги – постели, как Гергор Замза. Потом скрюченный ходит, падает, танцует. Садится за стол и опускает нос в чашу с черной краской, на голову одевает черный чулок.

И наконец – кульминация. Физический театр. На сцене большая бочка, Надж туда залезает и сразу догадываешься, что бочка наполнена черной краской. В ушах – желтые затычки. Можно догадаться, что дальше произойдет. Он погрузиться в бочку с головой. Так и происходит. Из бочки вылезает абсолютно черный человек, даже блестит в боковом освещении. Он выходит на сцену, краска стекает по лицу, по пиджаку, стекает на лист бумаги – он оставляет след - картину на плоскости сцены (так и в финале Чевенгура Додина было и в финале Проекта J Кастелуччи), материализация черных мыслей.

А заканчивается опять «театром предметов». Без людей.
Электрическая лампочка, освещающая сцену, медленно опускается сверху и попадает точно в отверстие гильзы. Когда она погружается туда полностью, на экране компьютера (на сцене, в зале) «воцаряется» полная темнота.
Лампочка – это Я, голова человека, сверкающий глаз черного ворона, свет сознания, ну и т.д.
Tags: контемпорари, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments