Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Небездомные.

*
«ДОМ», С.Пускепалис, МХТ им.ЧЕХОВА, 2011г. (8)

Лет десять назад, в самом начале нулевых, когда новая драма еще была новой, в «Театр.doc» играли пьесу «Война молдаван за картонную коробку».
Распространенный упрек к новой_драме – ну почему все про «молдаван» (не в национальном смысле, а в социальном – про бомжей, гастарбайтеров, , наркоманов, про разнообразных лузеров-«гупешек») молдаване-наркомане в театр не ходят, а зрителю ближе классические дяди_вани.
Потом формат лихих девяностых понемногу сменился форматом стабильных нулевых, общество массового выживания стало превращаться в общество массового потребления. «Молдаване» и подсевшая на них новая_драма оказались еще дальше от зрителя. От "молдаван" новодрамовцы вполне закономерно перешли к "людоедам" («а он все дозу увеличивал»). А ведь зритель хочет увидеть на сцене про себя.
Не про меньшинства, а про большинство. Не про «молдаван», а про «русских», не про картонную коробку, а про дом, не про войну, а про желание купить дом и поиск денег.
Общество поляризовано, театр в первую очередь интересуют полюса, они ярче, они театральнее. У одних много домов, у других совсем нет своего дома (бездомные или живут в квартирах, которые родители получили еще от СССР). Большие театральные залы заполняют те, кто посередине. На одном полюсе «Околоноля», на другом «Отморозки», а середина провалилась, не представлена на сцене.

Подзаголовок из программки - история мужчины средних лет.
Ключевое слово «средних». Его можно понимать и буквально («кризис среднего возраста», когда уже ничего хорошего не происходит в первый раз – первый ребенок, первый автомобиль, первая поездка заграницу – все это уже было). Но можно и в расширительном смысле. «Средний класс» (мужчина с уровнем доходов чуть выше среднего). «Средняя полоса» (не столицы, Москва/Питер и не «село», а большой провинциальный город).
Человек, который зарабатывает, - врач по мужским болезням, полставки плюс частная практика. Квартиру купил в кредит, еще не выплатил.

Вот такой новый герой вышел на сцену МХТ. Квартира у него уже есть, он мечтает о доме, о Доме, о ДОМЕ! Не о квартире, не о даче. Дом это совсем другое, новое, что даже не умещается в голове у советских родителей жены героя. Формат сменился и театр это наконец-то показал. Попал в самый узловой социальный нерв.

Общество потребления - это когда кормят уже сытого, одевают уже одетого, потребитель покупает машину, хотя у него уже есть машина и не одна.

И вот такой новый герой хочет сказать свое слово со сцены и такой же новый зритель сидит в зале и хочет услышать именно про это. В этом секрет успеха Гришковца. Пришло время и с этим нужно обязательно выходить на основную сцену МХТ («Осаду» играют на малой сцене и премьеру «Дома» сыграли там же).
И они вышли. И имели успех.

Пространство спектакля организовано в форме круга. Круглый стол, за которым собирается весь дом, вся семья, под круглым старомодным абажуром, старомодные вечные ценности и вечная вертикаль от отца к сыну, которому ДОМ можно передать в наследство. Сын и наследник главного героя на сцене не появляется, он улетел в Москву учиться и его роль в спектакле исполняет самолет, самолетик висит высоко по центру сцены, рядом с абажуром, подчеркивая вертикальную ось и ось симметрии. Декорация – фрагменты круга, точнее говоря полукруга. Когда фрагменты собираются, на сцене образуется амфитеатр – точное отражение зрительного зала и зрители уже буквально видят в персонажах спектакля самих себя, как в зеркале, потому что вторая часть полукруга это зрительный зал. Круг из двух симметричных половинок, отражающихся одна в другой – геометрическая модель театральной полноты, абсолютного театра – художественного общедоступного.
Главное в круге - центр, в семье – глава семьи, в пьесе - главный герой, в спектакле – главный актер. В спектаклях Гришковца – он сам, а здесь – Игорь Золотовицкий.

Актер прекрасно владеет приемами гришковец-стайл. Много лет играет тексты Гришковца («Осада»), много лет играет с Гришковцом («По По»), чувствует интонацию.
Контакт с публикой устанавливается сразу и очень плотный. Я это кожей ощущал. Большой актер уверенно и спокойно заполняет собой все пространство и забирает все внимание, преодолевая соблазны угодить публике.
Ведь такую волну взаимопонимания театру очень легко оседлать и плыть по течению. И тогда театр понемногу сносит в омут массового обслуживания, то есть антрепризы. Общество потребления хочет и в театре потреблять. И вот уже в спектакле появляется главный опознавательный знак антрепризы – мужчина без штанов (в одних трусах). Потом он еще и штаны с лампасами одевает. Потом говорит про завтрашние выборы. Это уже совсем не «Гришковец-стайл».
Однако автор режиссер и исполнитель главной роли гнут свою линию и выруливают к открытому финалу. Остается всего один день, найдет ли он деньги, купит ли вожделенный ДОМ.
Состоится средний класс или нет (ведь завтра перестройка, выборы кризис).

Ну да, спектакль ставит вопрос в деликатной нецарапающей форме. Чуть узнаваемости, чуть сатиры, чуть сентиментальности (старики тесть с тещей, а потом еще и дедушка с бабушкой). Да и герой слишком инфантилен и болтлив, слишком «гришковец», чтобы быть врачом. Спектакль умеренный и аккуратный. Среднему классу – средняя линия. Новая драма Гришковца несовершенна. Но ведь пьесы старой новой драмы про «молдаван» еще дальше от совершенства.

Еще на "Осаде" заметил, после спектаклей Гришковца зрители говорят не об актёрах, а о затронутых в спектакле темах. После "Дома" говорили о кредите. Вспоминали, кто что покупал в кредит в советские времена (в нашей семье в кредит был куплен первый телевизор "Рекорд-64"), и как покупают в кредит сейчас.
Tags: театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments