Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Да здравствует pies ! (пёс, польск.)

*
Итак в спектакле «Да здравствует война!!!» ( http://lev-semerkin.livejournal.com/427194.html ) четыре танкиста деконструированы и размазаны по стенкам (по застенкам :) в слизь. Декорация представляет собой обшарпанную, казенную комнату – что-то вроде тюремной камеры, где по представлениям поляков и проходили переговоры несчастного жалкого премьера Миколайчика с русскими вождями в 1944 году.

Деконструировали не только этих четверых, но и всех танкистов, и санитарок, польских и русских и тех, кого прямо назвали и тех, кого зритель может подразумевать и добавить в этот ряд («лежащих над Вислой сонной»). Но в конце обнаружилось, что есть нечто «недеконструируемое». Это - та самая «и собака» из названия сериала.

В роли Шарика самый пожилой грузный актер в военной форме с лычками, медалями и орденскими планками.
Человек все может выдержать, молодой актер все может показать (и спереди и сзади). А вот собака – нет. «Вы можете меня сломать, но деконструировать меня НЕЛЬЗЯ!»
Пес Шарик продолжает "приносить палку", то есть цветы к памятнику погибшим санитаркам. Хозяйка (новая Польша) уже и не просит об этом, и даже прямо просит НЕ приносить. Но уж такова собачья природа. Ничего не знает про глобализацию, пацифизм, индивидуализм, преодоление тоталитаризма. Но все понимает про долг, про верность.
. С этим надо что-то делать. Тут момент истины возникает, в бочке со слизью обнаруживается твердое дно. И на персонажей спектакля это действует. Один из них, который русского генерала играл в первой сцене, выходит к зрителям и произносит монолог – выражает чувства мои и как выясняется многих поляков – неужели этого больше никогда не будет: не будет таких танкистов?, не будет таких фильмов? Не будет мужчин пьющих от поствоенного синдрома, а только бухающие от безделья? неужели последняя польская красавица это Пола Негри? Так неужели «Да здравствует война»? Фраза, которая вынесена в название спектакля с иронически утроенными восклицательными знаками, в спектакле звучит со знаком вопроса.

Вопрос дорогого стоит. Ответ спектакль дает, позиция авторов определенна и недвусмысленна, но в данном случае для меня вопрос важнее ответа. Ради него стоило терпеть всю эту слизь и «не догонять».

Момент истины завершается минутой молчания. Ее обьявляет Шарик – хватает пистолет и начинает стрелять. Над танкистами насмехались зло, над Шариком меньше всех, но он все-таки взорвался.
Людям на сцене приходится "молчать" под дулом пистолета озверевшего от деконструкции Шарика.
Они молчат с ухмылочками, усмешечками, норовят свалить. Эти смешки обрывают ритуал и Шарик начинает отсчет минуты с начала , и так раза четыре. Люди потерявшие человеческий облик, грубо матерившиеся, чесавшие яйца, лопавшие яйца, трахавшиеся весь спектакль подчиняются собаке, сохранившей человеческий облик. Молчат и даже пытаются стоять по стойке смирно (прислоняясь к стене, так как ноги подгибаются).

Молчание по-итальянски.

Но нельзя недооценивать слизь. Слизь находит выход и из этого положения – они решают молчать «не о том». Молчать в знак протеста против власти, силой заставляющей выполнять бессмысленный ритуал , Молчать каждый о своем, о частном, не об общем. Пример берут на западе (в Польше тоже есть епиходовщина), звучит итальянская (насколько я понял) песня о минуте молчания (вспомнил деконструкцию второй мировой войны в западном кино 70-х, «Шкуру» Лилианы Кавани).
Песня задает формат их молчания. Они «молчат по-итальянски» (нечто вроде итальянской забастовки), молчат «против».

Ну так и зрители тоже вправе молчать по-своему и о своем. Например, "молчать против спектакля".

=======

Другой взгляд на спектакль, более уравновешенный - http://ellmikhaleova.livejournal.com/206254.html
Tags: Польша, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments