Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Да здравствует слизь !

*
«ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВОЙНА !!!», М.Стшемпка, ТЕАТР им.Шанявского, Валбжих, Польша, 2009г. (7)

Про идею спектакля я прочитал заранее – деконструкция польского мифа, национального, государственного, исторического, военного ( милитаристского) на примере культового телесериала времен ПНР (Польской Народной Республики) «Четыре танкиста и собака» («Czterej pancerni i pies») .

Сериал я видел в детстве и не один раз. Современную польскую прессу время от времени читаю и сложилось впечатление, что там уже давно полный (и полностью негативный) консенсус в отношении ПНР. Поэтому выбор произведения для показательной деконструкции мне показался очень странным. Разве «Четырех танкистов» уже не деконструировали давно и навсегда? К чему пинать этого давно мертвого «льва», можно было выбрать нечто более живое, «придать саркастическому осмеянию» (этим славится автор текста Павел Демирский) то, что культивируется в Польше и сейчас – варшавское восстание или львовских орлят, деконструировать «Симфонию печальных песен», героев Вестерплятте или жертв Катыни.
Было опасение, что авторы облегчили себе задачу, выбрав уже разбитую мишень.

На спектакле выяснилось, что опасения мои были напрасны.

Во-первых, детским сериалом они не ограничились. Вслед за танкистами развенчали, «обсдали», представили в жалком непотребном виде и польское правительство в изгнании и варшавское восстание и «чудо на Висле», осмеяли сложные польско-еврейские и польско-советские и польско-немецкие коллизии, а также и польско-польские социальные и региональные. И польское кино. И польский театр (сами над собой посмеялись, и над миссией театра и над актерскими и режиссерскими штампами) . Действительно, тотальная деконструкция.

А во-вторых, «лев» вовсе не мертв, сериал до сих пор популярен, вот что сами поляки пишут о спектакле - Весть о том, что первый среди современных авторов демистификатор и разрушитель мифов возьмется за «4 танкистов» имела право радовать. Особенно тех, кого раздражает не слабеющая популярность оной лживой байки о смелых парнях с собакой, прущих на Берлин в компании прелестных русских

Значит Ирландия не такая уж дыра, раз туда негры приезжают. (Макдонах)

Значит сериал про танкистов не такая уж ерунда («лживая байка»), если через 45 лет после премьеры, через 30 лет после Солидарности, через 20 лет после полного поражения социализма его все еще продолжают деконструировать. А вместе с сериалом не ерундой оказывается и ПНР и тот строй и «прелестные русские», все это прошло самую главную проверку на прочность - проверку временем. Доказательство от обратного.

Голые и смешные.

В свое время Хичкок ввел забавное правило, появляться в каком-нибудь эпизоде своего фильма в виде своеобразного камео. Но впоследствии уже и сам устал от этого приема, от необходимости придумывать всякие необычные подводки, прятаться в кадре, заставлять знающего об этом секрете зрителя «искать Хичкока» отвлекаясь от сюжета. Чтобы не тянуть, он стал появляться в первых же кадрах.

В польском театре есть такой же неписанный закон – актер на сцене должен раздеться донага. Иначе это не театр. Нагота – метка польского театра, признак максимализма, того, что тут не шутки шутят, тут будут играть всерьез.
В этом спектакле с наготой решить не тянуть и прямо с этого начали – зажигается свет и двое из актеров стоят на сцене совершенно голые.

Ситуация сразу доведена до предела, тотальная деконструкция уже произошла и зрителя просто мордой в это ткнули (или ткнули пипиской зрителю в морду). Нам показывают не процесс с неизвестным исходом, а результат процесса, зашедшего уже очень далеко. Вместо бравых Янека с Густликом, или польского премьера Миколайчика, - пара хиловатых актеров-штанов («штанов без штанов» :). Как и было обещано в аннотации - «война отвратительна, вульгарна, телесна и уродлива». Все твердое перемолото, саркастически осмеяно, смешано с грязью и превращено в слизь.
И вот эту слизь размазывают по сцене в течении полутора часов.

Польский театр не зритель-френдли. Смотреть польские спектакли - тяжелое испытание. Там нет привычных нам опор – сюжетной линии или последовательного развития темы со вторыми планами, гармонией и контрапунктом. Спектакли нелинейные и дисгармоничные. Театр Валжбиха маленький, бедный, там нет технологического богатства и широты «(А)поллонии», там не заглядывают так глубоко в античное основание мифа, как это делает Варликовский, но все родовые признаки такого театра налицо. Они долго ходят по одному кругу, вертятся на одном месте, утомляя глаза и уши. Не воду в ступе, слизь в ступе толкут. И все для того, чтобы наверняка, чтобы понадежнее ввести зрителя в нужное состояние и тогда в самом конце на этого подготовленного (готовенького) зрителя обрушивается, вываливается главный месседж, великолепно отрежиссированная финальная сцена, ради которой собственно и.

Так и здесь произошло - размазывание слизи, деконструкция старого мифа, старого текста в «слова, слова, слова» завершается минутой молчания. Но об этом в следующей части отклика – «Да здравствует pies !», а пока вернусь к началу.

Не догоняю.

На спектакле сразу же возникло чувство, что «не догоняю».

Я, как зритель, не догоняю. Там очень многое завязано на польские реалии. О проклятых вопросах Второй мировой войны я имею представление (о правительстве Миколайчика и Армии Людовой, где воевали танкисты и сам автор повести Шимановский, о польской обиде на Сталина, который не пришел на помощь варшавскому восстанию, а почему он был обязан им помогать? И т.д.). Но вот подробности сериала я уже не помню, тем более не в курсе нынешних аллюзий и крылатых словечек польского политического лексикона. Позади меня сидели поляки и очень активно смеялись над фигами в кармане, впрочем никаких «карманов» не было, фиги были ничем не прикрыты.
Даже переводчица не догоняла, торопилась и все равно не успевала, захлебывалась в потоке слов. Впрочем, я не сильно расстроился, что не все "догнал". Многие детали пропустил, но общую картину деконструкции увидел. Важнее не мое частное "не догоняю", а наше общее отставание.

Голая русская пионерка и голые польские танкисты.

Мы, как страна, тоже «не догоняем».
В деле деконструкции собственных мифов мы не просто отстали, мы отстали безнадежно и что называется «навсегда». На спектакле это стало уже слишком очевидно.
Не догоняем и уже никогда не догоним. Да это и не нужно, ИМХО. Потому что результат деконструкции военных мифов нам предьявили – слизь. И эта слизь отвратительна. Когда-то Бисмарк сказал немецким социалистам – ваши идеи надо бы проверить на какой-нибудь другой стране, которую не жалко, например в России. Также и с деконструкцией – пусть попробуют другие страны, например Польша. А мы посмотрим.

Больше того, на самом деле мы уже перестали догонять и развернулись в обратном направлении.
Сразу вспомнились наши опыты деконструкции. «Голая пионерка» Кононова – та же самая слизь и разрушение мифов (о пионерах-героях). Диссиденты встали на путь деконструкции еще до перестройки, страна встала на него в перестройку (еще один пример деконструкции - «Прокляты и убиты»), но пример той же «Голой пионерки» в «Современнике» показывает, что даже такой актуальный и радикальный режиссер, как Серебренников, пошел в обратном направлении и из кононовской слизи попытался вытащить нечто твердое, сконструировал миф обратно (миф о победе, как о чуде).

Об этом нашем отставании М.Давыдова много писала и сокрушалась (она была на спектакле и, очевидно, снова напишет епиходовское – «за границей все давно уже в полной комплекции»). В констатации факта отставания я с ней согласен, но не в оценке. Я испытал на спектакле даже некоторое чувство превосходства.
Ведь Русь-тройка все продолжает «нестись», пусть спотыкаясь и уже совсем не понимая куда, но «постораниваются другие народы» по-прежнему.
А сосед и извечный соперник Польша сошла с дистанции, сидит в грязи на обочине и размазывает сопли по щекам, сама себя деконструирует и находит в этом мазохистское удовольствие и ставит себя в пример.
Но не только чувство превосходства у меня было, но и сожаление. Неужели мы не увидим больше такого польского кино, таких героев, таких актрис. Да и польский театр, который еще держится очень высоко, если пойдет по предъявленому в спектакле пути, скоро деконструирует последнего танкиста, последнего орленка и, тем сам самым, сам себя деконструирует, останется без работы и закончится.

Оказалось, что эти мои мысли-сожаления буквально предвосхитили финал спектакля - http://lev-semerkin.livejournal.com/427470.html.
Tags: Польша, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments