Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Прогрессоры.

*
продолжение отклика на "Первороссиян"
=
Фильм очень статичен. По форме это больше похоже на слайд-шоу, не фильм, а презентация фильма (подготовительные материалы к фильму или срезки утраченного кино). Похоже на тот «Бежин луг», который был смонтирован из срезок и фотографий. Но я не знаю, мог ли Шифферс тогда видеть этот вариант (фотофильм из срезок был выпущен Клейманом и Юткевичем в 1968 году).
=
Там, где у Янчо танцуют в кадре, у Шифферса стоят.
Много портретных сьемок. Актеры стараются, позируют - заметно, что в студии снимали, искусственный боковой свет, искуственный ветер - кинопробы.
Самый впечатляющий и наполненный взгляд у Заманского (очень светлые глаза и облик светлый и одновременно суровый).
Но лучше всех актеров "играет" конь казачьего атамана в сцене его первой встречи с пришельцами. У него настоящий петрово-водкинский взгляд. Поневоле смотришь на конфликт красного и белого этими глазами, со стороны. То ли глазами истории, то ли равнодушной природы. В первой главе есть еще один кадр-план равнодушной природы – зимний заснеженный парк (Марсово поле?), тонкий узор веток деревьев - гармония и покой.
=
Коммунары обречены с самого начала. Первая сцена - похороны жертв. К углам прямоугольной красной ямы с четырех сторон несут темно-красные гробы. Возникает графический символ, похожий на Андреевский флаг, который отсылает к Андреевскому кресту, то есть распятию мученика. Так вот эти гробы несут, подняв над головой на вытянутых верх руках, так можно нести только пустые гробы. Это они несут свои гробы, себя приносят в жертву. Так религиозные подвижники-отшельники спали в гробах. Фильм о смерти.
=
Коммунары-прогрессоры не находят общего языка с местными крестьянами. Действие происходит на Алтае, тут Беловодье на ум приходит, и не случайно. Казаки перед тем как истребить коммунаров испрашивают дозволения/благословения у старцев («белая» сцена – стол накрыт белой скатертью, седые старцы в белых одеждах, свечи).
=
Остывание красного проекта показано символически. В начале фильма живой красный Ленин напутствует коммунаров. В последнем кадре-слайде – холодный черный памятник с вытянутой рукой. Открыточный финал для начальства (к 50-летию ВОСР) ? Не только. Каменный Ленин попадает в визуальный ряд других каменных лиц – сфинкс, бородатый морской бог с ростральных колонн, императоры Петр, Николай, Александр и гигантские профили великанов, сделанные то ли ветром, то ли исчезнувшей цивилизацией в алтайских скалах.
Цель жизни – оставить отпечаток в вечности.
=
Когда смотришь из сегодняшнего дня, фильм можно понять, как историю поражения красного проекта в России. Важно, что там совершенно не упоминается «мировая революция», никакого «троцкизма». Только Россия, Россияне, Первороссийск – поэма Берггольц, отправная точка фильма. Фильм поэтический, но собственно стихи его не украшают, они слишком декларативны, ИМХО.
Красный проект целиком и полностью внутренний, российский. центростремительное движение от "подвижной" морской окраины в самую глубь неподвижной суши, в центр Русского Континента.
«Первороссияне» это как «перво-христиане». Не нарушить закон пришли, а исполнить.
Фильм символически и очень плотно вписан в историю Российской империи, православной империи. Начиная прямо с первого кадра – один из коммунаров осеняет себя крестным знамением, а фоном - размытый силуэт храма, и, по-моему, это Спас-На-Крови.
=
После «Первороссиян» совсем другими глазами смотришь на идейную эволюцию (или революцию) Шифферса (и, кстати, Заманского тоже), от накаленно-красного к накаленно-белому. В фильме этот будущий путь уже содержался.
Tags: кино
Subscribe

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments