Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Ленинградцы.

*
«ПЕРВОРОССИЯНЕ», А.Иванов, Е.Шифферс, СССР, 1967г. (5)

По наводке блогоприятеля comte_de_varand ( его отклик - http://comte-de-varand.livejournal.com/969219.html ) посмотрел кинематографическую редкость, киноантиквариат, один из самых радикальных советских фильмов 60-х. Запредельный максимализм и по форме и по содержанию.
==
Кино патетическое, поэтическое и цветовое. Не просто цветное, а цветовое. Не кино-живопись, а кино-графика. Более высокая степень условности, изображение разреженное, надбытовое, отвлеченное, символическое.
=
Фильм безусловно «крайний», но не единственный. Вписывается в поэтическую киноволну тех лет. У нас «Мольба» и «Тени забытых предков». У ближайших соседей – фильмы Янчо. В Западной Европе – Пазолини.
=
По спирали.

В 60-е годы возвращается искусство 20-х. Самое разное – конструктивизм и формализм, немая комическая у Гайдая, сатира Маяковского в театре и в кино, лесенка у Вознесенского, заново открытая звезда немого кино Кторов.
Шифферс – реинкарнация Эйзенштейна. В первой главе много из «Октября», а потом из «Ивана Грозного» (или из «Бежина луга»).
=
О Шифферсе я впервые узнал в театре ОКОЛО, в спектакле «Старый забытый» звучали его тексты и в программке было упоминание.
=
Шифферс - личность очень характерная для Ленинграда 60-х годов. Накаленный максимализм, осознание своей миссии и упорство. Блистательный Санкт-Петербург сделал все это еще более резким. Предумышленный город наложил сильный отпечаток, интеллектуализм-заумь вплоть до аутизма, вертикальная ориентация. Все это по-видимому культивировалось в театральном институте и очень заметно у режиссеров, которые учились там в одно время с Шифферсом – Гинкас, Яновская, Герман, Погребничко, Додин. В разных очень индивидуальных формах это и за пределами театральной режиссуры проявлялось у ленинградцев – у Бродского, Барышникова. И у следующих поколений ленинградцев время от времени проявляется такое же, зашкаливающее накаленное упорство – «прогрессорство» Чубайса, «оппозиционность» Девотченко, «мессианство» БГ.
=
В «Первороссиянах» почти отсутствует горизонтальная, линейная сюжетная составляющая. Точнее говоря сюжет совсем краток, короче чем оперное либретто. В 1918 году группа рабочих из Петрограда отправляется на Алтай строить коммуну, но встречают неприятие местных казаков и гибнут. Казакам Колчак ближе, чем Ленин.
Фильм выстроен почти целиком по вертикали.
Не из мира живых людей. А из мира символов и отвлеченных идей. Герои условны и совершенно не развиты.
=
Широчайший спектр советского кино 60-х - в роли одного из коммунаров в самом тяжелом пролетарском фильме 60-х снимался актер Геннадий Нилов – физик Сундуков из комедии «Три плюс два», самом легком буржуазном фильме 60-х.
=
Фильм – документ эпохи, последний (в контраст с «перво» в названии) всплеск, протуберанец красной идеи, хрущевского ренессанса, который уже закончился и поэтому анахронизм, «жизнь после смерти». И вместе с тем продолжение богоискательства-богостроительства. И вместе с тем предчувствие грядущей реинкарнации красного проекта, уже как религиозного.
=
Как раз в то же самое время в Китае Цзян Цин пропагандировала «революционные оперы», которые создавались по образцу традиционных пекинских опер с новым красным содержанием. В фильме есть эпизод – герои поют Интернационал, долго поют на фоне красного задника и кузнечного огня. В любимовских «10 днях» был театральный огонь, демонстрация условности, игра, а здесь всё впрямую, ближе к Цзян Цин чем к Таганке.
=
Культурная революция.

Поезд стоит под парами, коммунары ждут. Чего они ждут? Они ждут когда привезут пианино. Они берут с собой из Петрограда на Алтай пианино.
После казачьего погрома сами же разобьют пианино камнем. Режиссер предугадал судьбу фильма.
=
История фильма в рунете излагается по-разному. Кратко - фильм был запрещен, а копии уничтожены. Подробно - был выпущен в ограниченный прокат и там провалился («всего лишь» полмиллиона зрителей его посмотрели, тогда это считалось «провалился»).
Как бы то ни было, из истории кино он был стерт и даже в перестройку, когда открыли всё полочное кино, «Первороссиян» посчитали утраченными, когда нашли негатив, не смогли с него восстановить, так как этот формат давно перестали использовать и не было аппаратуры. Фильм восстановили только в 2009 году. И эта дополнительная пауза очень символична. Если бы его увидели в 1989 он бы попал в противофазу. Накаленно коммунистический фильм в явно антикоммунистической стране (пусть и не накалено-, а устало-антикоммунстической). А теперь ветер истории поменял направление и фильм попал как раз «в фазу» и отлично иллюстрирует скажем, идею сверх-модерна Кургиняна.

=======
продолжение - http://lev-semerkin.livejournal.com/426774.html
Tags: кино, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments