Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

"Времена года" стерео.

"ВРЕМЕНА ГОДА. РАДОСТИ ВЕСНЫ", Э.Некрошюс, "МЕНО ФОРТАС", Литва, 2003 г. (10)
"ВРЕМЕНА ГОДА. БЛАГО ОСЕНИ", Э.Некрошюс, "МЕНО ФОРТАС", Литва, 2003 г. (10)



После первого спектакля было ощущение недостаточности, незаконченности. Интуиция не подвела. "Весну" и "Осень" надо рассматривать только как части целого, единого спектакля "Времена года". Совмещение 2-х противоположных по настроению частей придают глубину и стереоскопичность.

Радости весны.
Одна проницательная театралка сравнила просмотр спектакля с путешествием по картине Брейгеля - это в самую точку. Могу только перечислить мои любимые эпизоды:
"Гроза". Изображена с помощью белых кнутов с красными полосками (такой же кнут во второй части играл роль хвоста у черта) и великолепной фонограммы.
"Замерзнешь/ не замерзну". Беготня по мерзлой земле до окоченения (в буквальном смысле). Актер очень органичен в роли маленького мальчика.
"Переход малышни через лужу". Это лучший эпизод первой части. Там было и кормление пугала блинами с вареньем, а в начале одна особенно трогательная мизансцена - дети плотно набиваются, усаживаются на лавочку, пихаются и болтают босыми ногами. У меня дома есть точно такая фотография из времен собственного босоногого детства :-)
Путешествие по плоскости картины, точно переданное настроение (приход тепла в холодную страну, приход ребенка в сложную "большую" жизнь) - для другого режиссера этого более чем достаточно, но для Некрошюса - этого мало. По сравнению с его предыдущими спектаклями "Радости весны" кажутся облегченными. Последний эпизод - строительство дома - расположен на той же плоскости и немного разочаровывает, ждешь более мощного финала, хотя самый последний кадр ("солнышко") очень точно выражает идею 1-части - улыбающееся лицо актрисы "поднимается" над кирпичной крышей и весело глядит в зал.

Осень.
Если настроение 1ой части светлое, трогательное, детское, то во 2ой - мрачное. Взгляд пожилого человека, разочарование, отчаяние. Уходят силы, невзгоды преследуют человека, как стая волков - всадника (самый яркий образ во 2-ой части). То, что выращено в теплое время года - бестолково растрачивается, проедается (можно сказать "сжирается"). Эта мысль уже была в тексте первой части и тогда воспринималась диссонансом. Там было заметно несоответствие текста и действия, во второй день стала ясна причина - режиссер хотел таким способом связать части, вставив в первую предчувствие второй.
Весна точно вписывается в традицию изображения "времен года", а "Осень" Некрошюса на традицию "воспевания мудрости крестьянской жизни" непохожа. Например во "Временах года" Гайдна осень - счастливое, "сытое" время. Праздник урожая, время свадеб. Свадьба-то как раз есть, но изображена очень негативно - свинство, пьянство, гульба с последующими разборками и членовредительством. Главный герой - поэт - приходит от этого в отчаяние. В последующих эпизодах его разочарование принимает тотальный характер. Разочарование в себе (поэма, которую он пишет, оказывается ворохом оборванных мятых листочков), разочарование в читателях (исполнителях). Горький эпизод "исполнения оркестром партитуры" наверное самый автобиографический для режиссера. Наступает старость, скука, тоска. Темными осенними вечерами старики и старушки (те же артисты, что играли детей, только в очках) собираются за столом играть в карты или лото, им "сдают" деревянные палочки. Поэт не участвует в игре, сидит на полу перед столом сгорбленный и смотрит на угасание жизни (а может он снова стал мальчиком, которого в игру не берут, он смотрел как играют взрослые а потом уснул сидя). Потом играющие втыкают палочки в стол вертикально, потом палочки одна за одной падают (артист игравший черта потихоньку стягивает скатерть). Налетает воронье, сметает все со стола. Завершается вторая часть, как и первая, взглядом в зал. Одинокий поэт сидит за столом, накрыл руками и всем телом остатки этих самых палочек, словно пытается сохранить хоть что-то. Со всех сторон наступает темнота.

Квадро.
По традиции во временах года четыре части, но здесь, мне показалось, что тема исчерпана двумя.
Tags: Некрошюс, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments