Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

У страха глаза велики.

"ПОЛЕТ ЧЕРНОЙ ЛАСТОЧКИ", В,Агеев, "СОВРЕМЕННИК", Москва, 2005г. (3)

Два вождя.

29 апреля 2005 года, за 10 дней до 60-летия Победы в театре Современник заменили назначенный в афише спектакль "Голая пионерка" (видимо испугались, посчитали неполиткорректным) на премьеру "Полет черной ласточки" (спектакль о Сталине, в котором Великая Отечественная война не упоминается ни разу). В роли вождя - один из главных современниковцев, живой носитель оттепельной традиции Игорь Кваша. А в зале - другой вождь - М.С.Горбачев с соратниками и охраной, а также множество известных VIP-персон из телевизора, в основном оттепельного происхождения. Эти привходящие обстоятельства навели на интереснейшие параллели и обострили политическое звучание премьеры. Два вождя - две ласточки, как два сокола из известного стихотворения той эпохи - "один сокол - Ленин, другой сокол - Сталин". Одна ласточка - черная (Сосо). Вторая ласточка - белая (Горби). При этом черная ласточка выходит на сцену в белом маршальском мундире. А белая - сидит в зале в цивильном черном костюме. Перевертыш вполне в стиле присутствующего здесь же в зале критика Льва Аннинского.

"Я злой и страшный Серый Волк"

В программке подзаголовок - "эпизоды истории под углом 40 градусов" и обозначение жанра "фантасмагория". Всё это, а также имя режиссера (Владимир Агеев), настраивает на нетривиальное зрелище, но спектакль этих ожидании не подтверждает. Массивы текста, горы общих мест. Угадайте, что поют цыгане? Правильно - "Очи черные". О чем думает Сталин в последние часы своей жизни ? - правильно, о еврейском вопросе, причем от еврейского народа представительствует портной, от русского - православный батюшка, а о чем говорит этот батюшка, оказавшийся бывшим астрофизиком ? - о "земле - песчинке во Вселенной". И написан весь этот "фонтан Дружба Народов" банально и сыгран на штампах. Дух перестройки, материализованный в зале, указывает на источник банальностей - поверхностная публицистика, перестроечное суесловие.

Смысловая перекличка "шинель Сталина - гоголевская шинель" не сработала (Сталин - Башмачкин воспринимается нелепо), еще менее "лепы" ссылки на "Ромео и Джульетту", батюшка из села Старые Печники (это видимо привет стихотворению Твардовского "Ленин и печник") - брат Лоренцо, венчающий вождя с любовницей (вообще-то эта сцена больше напоминает предсмертную свадьбу Гитлера с Евой Браун, но это никак не отыграно). Зато с детсадовской прямолинейностью отыграно отношение авторов к персонажу. "Я злой и страшный Серый Волк. Я в поросятах знаю толк", это чтобы зрители не расслабились, заметив под гримом Сталина "оттепельные" глаза Игоря Кваши. Кваша играет неплохо, создает внешнее сходство, но слишком суетится и много говорит, зловещих пауз его персонажу не хватает. Сталин так прямым текстом и сообщает о себе "Я - монстр. Я давлю людей как муравьев" и несколько раз повторяет для закрепления урока. Авторы борются со сталинизмом по-сталински - главное, чтобы обвиняемый сам признался. Вполне в духе сталинского прокурора Вышинского - "признание - царица доказательств".

За предыдущие спектакли (за "Маскарад" особенно) Агеева упрекали в "режиссерской избыточности", а здесь - где режиссура? Ау? Тягомотина диалогов, словно разыгранных актерами самостоятельно, безо всякой режиссуры, примитивные врезки песен и танцев. Потерпите, режиссура будет. Финал действительно ПОСТАВЛЕН и производит впечатление. Пусть это "треплевская режиссура" и даже буквально "треплевская" (красные глаза дьявола - нарисованы на стене и подсвечены красным светом) она работает. Товарищ Сталин в серой шинели медленно выходит перед "народными" барельефами со сталинских высоток, и … медленно опускается в преисподнюю (платформа опускается под сцену), потом также медленно поднимается, уже в белом маршальском мундире, барельефы сдвигают, за ними - те самые "красные глаза". И все это под блестяще подобранный, парадоксальный и саркастический музыкальный аккомпанемент - нежный голосок из 60-х, голосок Майи Кристаллинской - "Ты не прощайся, Ты приходи меня встречать".

"Серой пахнет, это так нужно?"

В начале перестройки некоторые из нынешних VIP-зрителей "Полета черной ласточки" - демократы "нулевой волны" (они же эмигранты "третьей волны") Аксенов и Войнович обратились с открытым письмом к другим VIP-зрителям - демократам следующей волны. Письмо называлось "Пусть Горбачев даст гарантии". Прошло 20 лет, Горбачев лично уже давно дал все гарантии, вот он уже сидит в одной компании с подписантами, и вместе с ними (и с авторами спектакля) ставит тот же вопрос - "пусть нам дадут гарантии", потому что вопрос так и не снят. И диктует его не восхищение и удивление, как у Гоголя ("Русь, куда несешься ты, дай ответ, - не дает ответа"), а элементарный страх, желание "застраховать риски".
Страх остался. Страх настолько сильный, что от него не спрячешься даже повернувшись "под углом в 40 градусов", губы дрожат, дрожат поросячьи хвостики - и тут уже не до фантасмагории, не до игры в аллюзии на "Шинель" и "Ромео и Джульетту". Страх парализует разум, сковывает творческую мысль, авторы и VIP-зрители спектакля - кролики, парализованые красными глазами удава. Они так настойчиво заклинают дьявола, что хочется повторить ироничный вопрос Аркадиной - "Серой пахнет, это так нужно?".
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments