Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Конец истории.

*
«БОРИС ГОДУНОВ», В.Мирзоев, Россия, 2011г. (10)

Фильм очень эффектно сделан "по линии искусства". И "по линии жизни" содержателен и злободневен - с очень неожиданным и небанальным месседжем.

Он вовсе не о том, что «ничего в нашей стране не меняется» (историческая константа, дурная повторяемость, одно и то же во времена Годунова, во времена Пушкина и в наши дни, прОклятая страна, «в деревне Гадюкино всегда дожди», бла-бла-бла).

Совсем наоборот. Фильм о том, как всё изменилось кардинально и непоправимо.

Режиссер перенес действие в наши не для того, чтоб воспроизвести пьесу и донести ее до современного зрителя. А чтобы вступить в диалог с классическим текстом, сравнить – что было и что стало, и показать всем открывшуюся пропасть.

Найден верный разговорный тон, естественная манера говорить стихами. Мирзоев очень складно вложил пушкинский текст в современные лица, костюмы, интерьеры, пейзажи (первая сцена фильма на фоне небоскребов Москва-сити особенно хорошо смотрится в кинотеатре Пионер, это как раз рядом, осмотришь по дороге в кино - и тут же оно на экране).
И очень многие коллизии пьесы отлично легли в наши дни, а деталям прошлого найден очень остроумный и точный современный эквивалент (железный колпак на Юродивом - армейская каска, вместо фонтана – бассейн, вместо глашатая – Парфенов в телевизоре) .
Однако все это многочисленное сходство в мелочах только подчеркивает отличие в главном.
В пьесе был стержень. В фильме стержня нет. Нет загадки (финального загадочного безмолвствования). Нет кульминации (потрясения в сцене с Юродивым). Нет народа, как единого действующего лица. Нет совести у Бориса. Нет гордой полячки. На месте всех стержневых идей и образов Пушкина – зияющая пустота. Режиссер ее мастерски аранжировал и подчеркнул распределением ролей, а актеры сыграли. Или НЕ сыграли, если так было нужно.

Почему в роли Юродивого слабоумный «даун»? Потому же, почему Марина Мнишек совершенно никакая, при том что все остальные роли, даже совсем эпизодические, сыграны вкусно. Мало того, режиссер еще и подчеркнул пустоту модели поставив рядом в кадр Актрису - Ольгу Яковлеву, женщину с историей, с богатой мимикой и содержательными интонациями, к тому же, игравшую роль Марины в телеспектакле Эфроса. Мудрая Рузя (из сцены, не вошедшей в окончательную редакцию пьесы) совершенно затмила главную героиню, прекрасную Марину.
Здесь ведь нет любви Григория к Марине, есть некоторое сексуальное влечение, нет соперничества – есть сговор.
И на месте "фонтана страстей" - бассейн :)

И народ здесь безмолвствует "ни о чем". Безмолвствует просто потому, что он пуст, ему нечего сказать (в пьесе Юродивый – православный подвижник, глас народа, а в фильме - даун).
Да и нет единого народа, по отдельным квартирам сидят. Разве что одно телевидение смотрят. Семье работяг всё "по-фигу" (чокнутся и выпьют, хоть и за Димитрия Ивановича). Семье интеллигентов всё «противно» и они просто щелкают пультом телевизора. А роль Пимена сыграл Михаил Козаков (вот кто читал поэтический текст, как высокую поэзию, насыщенно), мудрец – в контраст с этой семейкой на диване. Во главе с совсем анемичной, как растение, Кореневой (опять снайперски точный контраст - с Лапшиной, крепкой и простой, "коня-на-скаку-остановит").

Вот и Суханов играет самый главный монолог «достиг я высшей власти» за коньячком. Не исповедь (всерьез, наедине с совестью), а пьяные сетования. Совесть? Какая совесть, он кривится произнося это пафосное слово. Его не совесть гложет, а пустота. И мальчик ему является, потому что Борису "нечем заняться", да он еще и колдунами увлекается, иглоукалывателями. Человек мощный, матерый человечище, долго рвался к власти, а дорвался и ощутил пустоту, государственные дела его не занимают (пушкинского Бориса занимали, и Бориса-Губенко в спектакле Любимова тоже). Актер из самых сильных сегодня в России, играл не просто крупных людей – богов (театрального бога Станиславского в "Театральном романе", языческого бога Сталина в «Утомленных солнцем» ). Здесь он в одном Борисе всех советских вождей обьединил (и постсоветского позднего Ельцина, дряхлого как поздний Брежнев). И татарская кровь Годунова соединилась с калмыцкой кровью Ленина. А профиль Грозного с профилем Сталина. И вся эта мощь мается без смысла. Убийство царевича Димитрия неспроста отнесено во времени в начало 20-го века (убийцы похожи на революционеров-бомбистов, их преследуют офицеры в форме царской армии). Царствование Годунова в фильме это вся история СССР, от детоубийства (царевича) до самопроизвольного распада из-за утраты смысла совместного существования, до капитуляции без единого выстрела («без выстрела ему послушные сдавались города»). Получается, что и СССР развалился от пустоты, а не от первородного греха (крови и насилия).

продолжение - http://lev-semerkin.livejournal.com/422263.html
Tags: Мирзоев, кино, театр
Subscribe

  • Неблудный сын

    . В дополнение к современной истории про блудного сына ( http://lev-semerkin.livejournal.com/631933.html ). Аналогия с Украиной прозрачная, но вот…

  • Хорошо сказано № 38

    . Корпорация Россия видит другие страны как конкурентов. И считает, что все они играют по правилам, установленным глобальным либеральным…

  • Нога в двери

    . Если уж просунул ногу в дверь, держи ее там, пока хватает сил, не позволяй, чтобы дверь захлопнули с той стороны. Это о нынешней («донбасской»)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments

  • Неблудный сын

    . В дополнение к современной истории про блудного сына ( http://lev-semerkin.livejournal.com/631933.html ). Аналогия с Украиной прозрачная, но вот…

  • Хорошо сказано № 38

    . Корпорация Россия видит другие страны как конкурентов. И считает, что все они играют по правилам, установленным глобальным либеральным…

  • Нога в двери

    . Если уж просунул ногу в дверь, держи ее там, пока хватает сил, не позволяй, чтобы дверь захлопнули с той стороны. Это о нынешней («донбасской»)…