Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Блесна

*
«РЕВИЗОР», Р.Туминас, МАЛЫЙ ТЕАТР, Литва, 2001г. (8)

«РЕВИЗОР», Р.Туминас, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, Москва, 2002г. (5)

14 ноября 2011 года спектакль показали в подарочном варианте – литовско-русском. Театральный фонтан «Дружба народов» - подарок к 90-летию вахтанговского театра.
В роли Городничего вахтанговский премьер Сергей Маковецкий, который десять лет тому назад играл ту же роль в вахтанговском «Ревизоре», который был поставлен Туминасом, который сейчас возглавляет вахтанговский театр. Вот такое переплетение струй.
Литовский оригинал постановки (с литовским Городничим) я не видел, а от прежней вахтанговской этот смешанный литовско-русский вариант сильно отличается не только в веселую, но и в лучшую сторону.

Сценография совпадает – она мрачна и концептуальна. Прежний спектакль был ей в тон - мрачен и зануден, а нынешний юбилей и трюк с совмещением двух языков в одном представлении настроили на игровой лад. Актеры играли азартно, зрители смеялись.

Что изменилось в лучшую сторону. Во-первых месседж. Был очень мутный, теперь стал значительно яснее.
Во-вторых, Маковецкий изменился. Тогда ему еще рановато было играть Городничего, он был в возрасте Хлестакова. А вот теперь в самый раз. Очень обаятельный, такой «свой в доску» и при этом авторитетный, властный. Такой миляга и при том лицемер, совершенно вне нравственных координат («в вере тверд» потому что «в церковь ходит»).
Маковецкий царил на сцене (и засчет актерской харизмы и засчет родного для зрителей языка) . Особенно в самом начале выделялся, солировал, каждая фраза была прочувствована и подана в зал. Запас актерской органики такой, что он очень легко вписался в чужой актерский ансамбль, заняв и там положение премьера, и в чужую языковую среду – никаких швов.
Поначалу литовские актеры были гарниром к русскому премьеру – хор чиновников, да Марья Антоновна на заднем плане маячила (в финале об этой мизансцене надо было вспомнить и закольцевать).
А потом литовцы выпустили на сцену свой главный козырь – Сакалаускаса-Хлестакова и у Маковецкого появился достойный партнер для игр. И они сыграли (актеры нашли друг друга и сыграли с удовольствием). Дали мастер-класс праздничной вахтанговской театральности (а также «итальянской» театральности с обилием трюков-лацци – с картами, с фляжкой) .

Однако вот парадокс, все это веселье, актерская игровая стихия не помешали проявиться серьезному плану, заданному сценографией. Декорация «не знала», что ее привезли в подарок на юбилей. Церковь-метла не стала более праздничной, ничем не украсилась и гнула свою линию – мрачно нависала над игровой площадкой, а потом вдруг стронулась с места и медленно пошла по кругу.

Месседж спектакля не столько национально-критический, хотя здесь присутствует образ «деревни Гадюкино, где все время идут дожди», а также «мужик с балалайкой и бутылкой водки».
Не столько социально-критический («критический реализм» в духе Белинского и школьной программы), хотя в том же мужике можно увидеть грозное предупреждение, предсказание социального взрыва, а Городничий в последнем слове очень упирает на «либералов» и «шелкоперов».
Сколько религиозно-критический – наказание за грехи, Страшный Суд. Позиция режиссера это не письмо Белинского Гоголю, а письмо Гоголя Белинскому. Церковь-метла схожа с занавесом из таганского «Гамлета» - сметает со сцены. Не очень эстетично, но очень выразительно.

Остается вопрос, кто же Хлестаков в этом мире грешников перед Страшным судом (на утлом плоту их гонит ветер и сечет дождь, а Хлестаков зачем?).
Роль Хлестакова в вахтанговской постанове (играл Олег Макаров) была невнятна и по форме и по содержанию, а здесь и актер сыграл ярко и определенно и была подсказка – в сундучке Хлестакова, куда он взятки от чиновников собирал. Там на внутренней стороне крышки была наклеена картинка – единственное яркое пятно в серо-буром спектакле. На картинке Арлекин в пестром красно-оранжевом клоунском костюме (что-то рекламировал, насколько я смог разглядеть, но в данном случае неважно что, важна отсылка к итальянской маске, ведь играл Сакалаускас в масочной манере). Хлестаков – Арлекин, пустобрех, джокер, шутя-играя убивающий тузов и королей, дам и валетов. Яркая дешевая блесна, на которую клюнула огромная многоопытная рыбина из темного омута.

Спектакль заканчивается сценой почти библейской, сценой потопа. Темнота, грозовые разряды, сверху – вода, снизу – вода, и огромная грязная тряпка из мешковины болтается между невидимым небом и невидимой землей. Она как швабра смела со сцены всех действующих лиц (или их ветер унес, или вода затопила). Только Марья Антоновна одна-одинешенька на телеграфном столбе, залезла, обхватила руками и кричит и плачет.

=======
UPD. Приведенная в обсуждении ассоциация церкви-метлы с силуэтом Гоголя добавилась к связке Хлестаков-Арлекин и прояснила место искусства (театра, литературы) в этой истории всемирного потопа в наказание за грехи. Искусство поддевает и вытаскивает на свет божий греховность человека и очищает землю от греха.
Tags: Туминас, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…