Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«ИНЬ и ЯН» в РАМТе … и в «Статском советнике».

«ИНЬ И ЯН», А.Бородин, РАМТ, Москва, 2005г. (7)
«СТАТСКИЙ СОВЕТНИК», Н.Михалков, Россия, 2005г. (7)


Акунина взяли в клещи. В театре и в кино почти одновременно вышли две фандоринские премьеры. В театре зашли с игровой, иронической стороны, в кино с приключенческой и более серьезной, обе попытки удались, хотя истинная природа Акунина где-то посередине.

Тема и вариация.
«ИНЬ и ЯН» - это два спектакля, каждый в двух действиях (первый спектакль – белая, мужская версия, второй спектакль – черная, женская версия.). Смотреть надо оба, желательно подряд. Вся соль заключена во втором спектакле, но без первого он не будет понятен, чтобы оценить вариацию необходимо хорошо знать тему.
Первый спектакль – детектив с вполне ожидаемыми «неожиданностями» (если подозреваемый собирается «признаться во всем», значит его сейчас убьют), особо оригинальных ходов автор не предложил, а режиссер и актеры представили сюжет добротно, но, на взгляд взрослого зрителя, немного прямолинейно – в традиции Центрального детского театра. Смотрится приятно, но все же снисходительно.
Во второй части игра идет совсем по-другим, совершенно неожиданным правилам. Здесь взрослые зрители увлекаются по-настоящему и сами становятся детьми (когда Фандорин спрашивает – «неужели я вам не рассказывал о шлеме?», честное слово, хочется крикнуть – «нет, в первой части не рассказывали» :-). Второе прочтение текста поначалу отличается только забавными мелочами – перевертышами, вместо белого кролика выносят черного и т.п., но потом вариация уходит все дальше от темы и комический эффект нарастает. Никакой серьезной подкладки нет нужно. Интеллектуальные оппозиции в духе мужское/женское– только повод для игры. В мужской части все разгадки рациональные. В женской – мистические. У господ «страсти роковые» и роковые любовные треугольники. У лакеев страсти комичные и треугольник комичный – этот драматургический прием и Акунин и Бородин отыгрывают прекрасно, фразу Фандорина – «в английском детективе слуга не может быть убийцей, потому что он не джентльмен» публика оба раза встречает аплодисментами. Веселкин – "легкий" Фандорин, светлый, ироничный, сильный - он полностью владеет ситуацией, сразу берет верный тон и на сцене и в общении с залом.

Искушенного театрала ждет и еще одно удовольствие – пока Акунин играет с детективными приемами, Бородин играет с режиссерскими приемами. Одни и те же сцены поставлены дважды, что дает режиссеру отличную возможность «поиграть» в мизансцены. Вот так ставят в стиле «немое кино» (допрос «рабы любви» - матери Инги). Вот так ставят Островского (диалог лакея и горничной «в окошках»). Вот так ставят большие сцены «за столом» - стол ставят на авансцену, герои садятся только с одной стороны и в торцах, чтобы зрителям было видно всех. Вот так в спектакль вставляют песни (чтобы девочки не заскучали), вот так – восточные единоборства (чтобы не заскучали мальчики). Кульминация обоих версий – боестолкновение (не диалог, а физическое действие), как принято в приличных боевиках и в системе Станиславского.


«СТАТСКИЙ СОВЕТНИК»
Очень качественная работа. Режиссура (художественный руководитель Н.Михалков, режиссер Ф.Янковский) из тех, что умирает, растворяется в актерах. С учетом специфики кино можно добавить – и в монтаже . Сыграно ярко (лучшие силы привлечены), смонтировано динамично и «незаметно» - ничто не отвлекает от сюжета и от актеров.

Из актеров второго плана выделяется прежде всего Хабенский. Впервые видел его на экране и понял, чего не хватает его театральным мхатовским ролям (Зилову в "Утиной охоте" и Турбину в "Белой гвардии") – вот такого отчаянного, стального взгляда. Здесь он ни в чем не уступает мачо N1 Машкову. После «Годо» это его лучшая роль.
Самый колоритный из персонажей третьего плана - М.Ефремов. Оказывается советская традиция «вкусного» изображения полицейских шпиков – жива.
Остальные актеры на месте. Вот только Маса (слуга Фандорина ) не сыгран никак, может создателей фильма отравить в РАМТ на выучку к Бородину и Розину – пусть посмотрят, как делать такие роли.

Теперь о главном. О Фандорине. И о САМОМ ГЛАВНОМ - о России и о Михалкове - "кто более матери-истории ценен ?" :-)

У Михалкова роскошная роль и сыграна она роскошно. Фирменный напор, безотказно действующее (на всех остальных персонажей) обаяние. И поклонники и недоброжелатели нашего Никиты Сергеича увидят то, что ожидают – и еще больше утвердятся в своих взглядах. Михалков силен, Михалкова много.

Меньшиков играет вторым номером, что на мой взгляд оправдано с точки зрения композиции фильма и всего фандоринского цикла (в сериальных романах детектив часто играет роль «стенки», постоянного фона для обаятельных, харАктерных негодяев, в каждом романе новых). Меньшиков с Михалковым составляют классическую пару, тоже своего рода «инь» и «ян». «Солнечный» Михалков и «лунный» Меньшиков. Речистый, нахрапистый, румяный Арлекин в меховой шапке и задумчивый, печальный, бледный Пьеро в цилиндре.
Роль Фандорина можно было бы расшевелить иронией, в первых сценах Меньшиков так и сыграл (каким тоном он ответил на вопрос «куда труп?» – «конечно в морг» :-), но потом эта краска ушла, победил пафос «думающего о России», на мой взгляд не стоит придавать акунинским текстам такой серьез (небольшая отстраненность фильму бы не повредила).
=======
ред.28.04.05
Tags: кино, театр
Subscribe

  • Чичиков увез губернаторскую дочку прошлым летом

    * “ПАЛАЧИ”, К.Серебренников, ГОГОLЦЕНТР, Москва, 2019г. (4) Первые отзывы были в диапазоне от «совсем плохо» до «не совсем плохо», так что я даже…

  • Зеркало

    * "АХМАТОВА. ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ", А.Демидова, К.Серебреников, ГОГОЛЬЦЕНТР, Москва, 2016г. (10) Стоячая овация. Первый раз в ГогольЦентре такое видел…

  • На перепутье Керчь-Вологда

    * "МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ", К.Серебренников, ГОГОЛЬЦЕНТР, 2017г. (10/7) Тут на несколько спектаклей. Некоторые из этих спектаклей прозвучали очень…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Чичиков увез губернаторскую дочку прошлым летом

    * “ПАЛАЧИ”, К.Серебренников, ГОГОLЦЕНТР, Москва, 2019г. (4) Первые отзывы были в диапазоне от «совсем плохо» до «не совсем плохо», так что я даже…

  • Зеркало

    * "АХМАТОВА. ПОЭМА БЕЗ ГЕРОЯ", А.Демидова, К.Серебреников, ГОГОЛЬЦЕНТР, Москва, 2016г. (10) Стоячая овация. Первый раз в ГогольЦентре такое видел…

  • На перепутье Керчь-Вологда

    * "МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ", К.Серебренников, ГОГОЛЬЦЕНТР, 2017г. (10/7) Тут на несколько спектаклей. Некоторые из этих спектаклей прозвучали очень…