Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Весь этот китч.

*
В вишневом саду Коляды цветет китч. Режиссура грубого помола, беспредел – только так можно собрать энергии низшего пласта, чтобы прорваться в верхний минуя средний (где обычно и играют Чехова - «культурно», с паузами и атмосферой, ты мне петельку, я тебе крючочек).

Открылись ворота и хлынуло. И окатило.
Раздольные песни с присвистом, бутылки-мерзавчики, пластиковые стаканчики, расшитые бисером валенки, перстни, платки узорные с бахромой, шиньоны (на высоченной Варе самый высокий), лирический диалог – не петелька-крючочек, а варёным яйцом в лоб партнеру.
Но когда изобразили фонтаном белых пластиковых стаканчиков «вишня вся в цвету», из концентрированного китча на миг родилось искусство. Красиво получилось, празднично. Душе праздника хочется, забега в ширину, «Калины Красной».
Первая часть (первое действие пьесы) и вторая часть, после антракта (третье действие пьесы) начинаются с праздника, с песни, с хора. И заканчиваются нечетные действия одинаково, трагическими сольными сценами – из середины первой части в средину второй проложена ссылка рифма. Мать плачет на могилой сына – дочь плачет над гробом матери. Рифма контрастная от безмолвия к крику.
Раневская наконец остается одна, снимает тряпье и валенки, вытирает грим, идет на могилу, оставляет на ветке колечко. Собственно за этим она сюда и приехала.
А когда имение рядом с могилой сына продано, Раневской незачем жить, она ложиться в гроб – залезает в тот самый шкаф и закрывает дверцу. Аня колотит руками в крышку гроба и повторяет много раз последние слова третьего действия «мама! мама! мама! Пойдем, милая! Пойдем!..» Зацикливание, как в финале Годунова и такое же забегание спектакля вперед пьесы, смерть Раневской, как и смерть Отрепьева, будет скоро.

Сколь веревочка ни вейся, конец будет. В спектакле не веревочка – цепь. Якорная цепь, которая удерживает корабль, но получается что в этот раз якорь не достиг дна, слишком глубоко оказалось, цепь «закончилась». А может быть это цепь сторожевого пса Фирса, Фирс умер – с цепи сорвался или точнее цепь оборвалась.

Все жизни, все жизни, все жизни свершив свой печальный (и забубенно-радостный) путь угасли. На сцену выходит (выползает) – мировая душа. Немая. Это немота безмолвствующего народа из «Годунова», представленного в «Вишневом саде» немым нищим с плакатом. Или это немота зверя? Фортинбрас пришел? Или просто смерть?

После эмоциональной кульминации спектакля в середине второй части (Лопахин выносит топоры на подносе и затем рубит, Раневская умирает), четвертое действие доживают-доигрывают. Яша вертится бесом, аж дрожит от нетерпения, вот так в начале Лопахин дрожал, когда ждал Раневскую. Или торгов? Ведь Лопахин – особый случай. В выстроенной конструкции у каждого персонажа своя внятная роль, своя определенная партия в хоре и своя цыганочка с выходом (и какая у Коляды труппа, после хорового «Бориса Годунова» никак не ожидал увидеть столько солистов). Лопахин стоит особняком – не определен и не внятен, загадка остается до самого финала. Момент истины, когда и он разоблачается, снимает перстни (мешают работе), остается в красной рубахе и берет топор. Но не для того, чтобы строить. Расчищает площадку для игуаны-Фортинбраса.
Tags: "Не так ли и ты Русь", Коляда, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments