Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Колядка №2

*
«ВИШНЕВЫЙ САД», Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2009г. (10)

древний род наш происходит от той самой лошади, которую
Калигула посадил в сенате


Первая часть придумана, поставлена, оформлена и сыграна безупречно. На максимальном контрасте. По «китайскому» принципу – черная рыбка с белым глазом. Чем темнее рыбка, тем ярче сверкает глаз.
Как распахнули ворота настежь, как грянули громкое «ура!» Как запели навстречу Любовь-Андревне «Лю-ба! Русая коса!». Как высыпали на сцену, как надели валенки, как повели бровью, как провели ладонью по горлу! Карикатура яркая, но по смыслу - черная, черная маска, издевка. В середине первой части (финал 1-го действия пьесы) безмолвная, немая сцена Раневской, маска спадет, сверкнет ослепительный глаз.
Удар со всей силы поддых. Это не победа по очкам, это нокаут.

Во втором действии контраст несколько расплывается. Тоже победа безусловная, но уже "по очкам". Прием применен тот же, что видели в «Годунове» - спектакль, оттолкнувшись от самого дна, поднимается. Серьезное, подлинное, лицо появляется постепенно, прорастает сквозь карикатуру, безобразное, безвкусное, нелепое.
Да и тема та же, та же традиция от Пушкина, Гоголя, Блока, Высоцкого. «Да, скифы мы!», «стою, как перед вечною загадкою», «и постораниваются другие народы».

После несчастья

Как правило, «Вишневый сад» ставят так, что действие происходит «перед несчастьем». Сад еще цветет, дом еще стоит, но торги уже обьявлены, топор занесен, они обречены (перед приходом неизбежной смерти, - то ли новых времен, то ли бунта/революции).
Коляда вывернул наоборот, действие происходит после несчастья. Что-то произошло в прошлом. И у всех вместе и у каждого по-отдельности. Что-то очень серьезное, трагическое, какая-то катастрофа, переломившая хребет – человеку, семье, народу, веку («век вывихнул сустав»).
И все пошло наперекосяк, сорвалось с резьбы, пошло в разнос. Давно уже пошло и к моменту начала действия спектакля извратилось до самого нелепого, непотребного состояния. Ось переломилась, «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи», так «пропадай моя телега, все четыре колеса». Пьеса так и поставлена – вразнос.
Вместо маленьких нательных крестиков огромные кресты на пузе. Крыша прохудилась, струя воды льет (с этого начинается спектакль), подставили жестяной таз и охлаждают там водку. Карикатурно до глумления. Рвут на себе рубаху. Бьют себя в грудь. И все это падение навзничь, на самое дно только для того чтобы показать масштаб катастрофы.

У каждого персонажа - своя катастрофа. Главная – у главной героини Раневской. Утонул сын, мальчик Гриша шести лет, зачем? Как после этого жить?
С несправедливостью мироздания нельзя примириться, такую занозу не вырвешь из сердца.
Она открывает тот самый многоуважаемый шкаф - там вместо книг пластиковые стаканчики и пустые бутылки и на маленьких плечиках костюм Гриши и маленькие валеночки. Тут смешки в горле и застревают. И задним числом становятся понятны все эти «цыганочки с выходом».

Для Фирса несчастье – воля. С того момента все пошло враздробь. Дотрахались до уродов-извращенцев. А могучий Фирс так и остался стоять великаном среди карликов.

Для Пети это видимо тот злосчастный момент, когда его научили грамоте ;)
И вот он начитался и говорит, говорит, говорит.

Для бабы-Гаева («мужик меня любит» :) – момент полового созревания.

Для Лопахина – рабское состояние отца и деда (материализованных на сцене в виде двух медведей великанов). Он изживает родовую травму, топором ее вырубает. Но поздно, «не вернешь теперь», так "топором" душевный покой не обретешь.

А для Симеонова-Пищика – тот доисторический момент, когда Калигула привел лошадь с сенат. От этой лошади они ведут свой род. С тех пор и мучаются (мучаемся – не так ли и ты Русь-тройка, как та лошадь в сенате ;)

Нате! Лошадь с сенате!

Вывести весь этот балаган на сцену это жест, это пощечина (не только залу, но и себе, отхлестать себя по щекам), это демонстрация. Вот так Калигула привел лошадь в сенат.
А Коляда еще и заморское чудо-юдо-игуану в чеховский «Вишневый сад» привел.

Спектакль очень сильно, своеобразно, очень по-русски отвечает на запрос – покажите Россию, какой мы ее уже знаем (презираем/страшимся) – совок-а-ля-рюс, медведи, водка, валенки, платки до «угольных» бровей, румяна, вековечное рабство-убожество-уродство под разудалую песню «казачков», подтвердите, мы хотим это от самих русских услышать/увидеть.
- Так нате! Жрите! И подавитесь! Такой концентрации вы еще не видели. Водки захотели – хлебните спирта.
Кому-то будет достаточно, приглашение на фестивали обеспечено ;)
А кто-то не совсем окосеет и способен будет дальше воспринять, увидит и оборотную сторону, ноги под валенками, лицо под гримом.

Продолжение в следующем посте - http://lev-semerkin.livejournal.com/417985.html

=======
UPD-2018: второй раз посмотрел - https://lev-semerkin.livejournal.com/759038.html
Tags: "Не так ли и ты Русь", Коляда, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments