Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Глобус России.

*
Во втором действии «Бориса Годунова» Коляды хороводы отступают на второй план. Карнавальные звериные бесовские маски все чаще спадают, под ними проявляются лица
Маска (как просто сделано - кольчуга-забрало из сеточки-авоськи), горб на спине. В жестокое время живем, надо прикрываться. Кривая социальная реальность, социальный ад уродует, искривляет. Только оставшись один человек может расслабиться, поднять голову, открыть лицо, снять горб и распрямить спину.
Ну а когда трагедия (смерть) подступает все ближе, становится уже не до масок, человеческое начало проявляется во всех персонажах, в «политиках» – разного веса и разных партий - от самодержца до воеводы, в «народе». Собственно и противопоставление, разделение на политиков и народ (власть и оппозицию, сцену и зал) к финалу снимается совершено.

Метафоры усложняются. Россия – матрешки расставленные на географической карте. Красиво и многозначно. Не деревня Гадюкино, Гардарика - страна городов (Кремль, башни, церкви).
И спектакль, как матрешка, не прост, не пуст внутри. Внутри у матрешки кусочек плоти. Или еще одна матрёшка, а в ней еще одна спрятана, а там и еще одна. Не дурная бесконечность хоровода на одном месте на плоскости сцены, а бесконечность тайны, ведущая вглубь. Человек – загадка и страна-загадка. «Я стою, как перед вечною загадкой, пред великою и сказочной страною.»
Как и Высоцкий (как и Гоголь), стоят перед загадкой Пушкин, Коляда, актеры и зрители, весь театр, весь мир.
Перед загадкой финальной ремарки «народ безмолвствует». Последние реплики пьесы зациклены, повторяются еще и еще – «Что ж вы не кричите? Что ж вы не кричите? Что ж вы не кричите?».
Народ, что молчишь? Дай ответ! Дай ответ! Дай ответ!
Не дает ответа…

О чем он молчит? Ведь народ безмолвствует не потому, что пуст. Он как матрешка содержит в себе нечто, некую думу или чувство. Путь к ответу был показан в предыдущей сцене с Юродивым. Слова Юродивого, что называется, в душу запали и Годунову и всем окружающим. Один за одним (одна за одной) люди поднимают головы, открывают лица и повторяют на разные лады, из уст в уста, сначала с вопросительной, а потом с восклицательной интонацией «нельзя молиться за царя ирода», а потом и бунт – швыряют комья грязи в царские врата, (или это были окровавленные кусочки плоти).
Сцена с Юродивым указывает на кантовский нравственный закон (внутри матрешки), а в финале и кантовское звездное небо зрителю предьявлено (звездное небо внутри театра). Спектакль совершает восхождение от карнавала к звездам (кстати летящая звезда – ядро кометы изображена на эмблеме театра)

Зеркальный шар сверкает гранями, светится как солнце. Россия прекрасна, как будто с высоты птичьего полета сверкает тысячами озер и рек и золотыми куполами. Вот что находится в руках у правителя, вот его держава, драгоценный сосуд. Или горячая картошка, которую он первым выхватил из костра, надо держать во что бы то ни стало, а то упадет и рассыплется на тысячу осколков и погаснет солнце. Держать, а потом передать своим детям - вот он политический Космос (после нас хоть потоп – политический Хаос). История – высокая трагедия, а не бессмысленное нагромождение комьев грязи и ошметков мяса.
Все персонажи оказываются связаны с высшим смыслом. И Борис и Григорий подходят к иконам на стенах, а потом оба уравнены одинаковым саваном. Спектакль забегает вперед пьесы по исторической временнОй шкале, но совсем ненадолго, Григорий пережил Бориса и Федора на год, и это дает режиссеру возможность по-своему по-новому, решить пьесу (обычно ставят на противопоставление тяжелого самодержца и легкого самозванца).

И зрители, в которых попадает блик от зеркального шара, тоже оказываются связаны. В финале все включены в единое пространство спектакля, единое пространство смысла . Зритель, воспринимавший первое действие со стороны, вовлекается, но вовлекается не в хоровод, приплясывать совершенно не хочется. Во втором действии можно по очереди "войти в положение" всех персонажей, отождествить себя и с самодержцем, и с самозванцем, и с воеводой, и с "народом" на площади.

Зеркальный шар – метафора театра, он обьединяет сцену и зрительный зал в единое целое – шар изнутри, шар-планетарий сделан с помощью шара-глобуса в руках у актера, в руках правителя. Великий Диктатор шар подбрасывал и жонглировал им, а этот глобус тяжел, можно только чуть поворачивать.
Разве в фильме Чаплина был «глобус Германии»? Так и здесь не глобус России, не только о России, русской истории, русской власти речь. Так и в хрониках Шекспира не про английскую историю только.
Tags: "Не так ли и ты Русь", Коляда, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment