Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Колядка №1

*
«БОРИС ГОДУНОВ», Н.Коляда, КОЛЯДА-ТЕАТР, Екатеринбург, 2011г. (10)

Мой первый Коляда в театре Коляды, раньше видел один спектакль по его пьесе в театре Виктюка («Рогатка») и три в Современнике («Мурлин Мурло», «Мы едем, едем» и «Уйди, уйди»). Можно обратить внимание на повторы слов в названиях современниковских пьес, это не случайное совпадение, а специальный прием – «зацикливание», которое и в «Борисе Годунове» активно применяется и «делает» финал спектакля.

По первому впечатлению театр Коляды похож на московские студии 80-х годов (Беляковича, Кургиняна, Щепенко) – яркое и плотное хоровое действо, оформительский минимализм и содержательный максимализм (голь на выдумку хитра - простые предметы-метафоры и сложные вопросы).

Спектакль начинается с «колядок» - карнавальной стихии. Нечистая сила водит хоровод. Рога, горбы, коврики с лебедями иконами, матрешки, топоры и вилы, бидоны, стиральные доски. Все это вертится по сцене, притопывает-прихлопывает, гремит и грохочет.
История – шумный и бессмысленный, бесконечно кружащийся на одном месте хоровод, карнавал мелких, нечистых бесовских масок (русская история – карнавал а-ля-рюс).
В сцене Пимена история (не живая история, происходящая здесь/сейчас, а прошедшая и уже зафиксированная пером/топором летописца "тушка истории") предстает кровавым месивом. История человечества – история войн, мятежей, набегов, грабежей, бунтов и переворотов.

Свинья грязь найдет

Карнавал поставлен выразительно, но неряшливо и чрезмерно - лобовой примитивизм утомляет, да и на содержательном плане банальная «игра на понижение». Опустили на дно, убрали вертикальный стержень и наблюдают сверху за копошением, броуновским движением убогих человечков. Свинья грязь найдет, Пушкина (и Гоголя) часто ставят как «шендеровича» («в деревне Гадюкино всегда идут дожди», «сходил в народ, теперь отмываюсь»).

Актер безмолвствует

Спектакль Коляды над подобным унылым «дном» поднимается.
Поначалу за счет простодушной матрешечной яркости (он не серый-грязный, а цветной) и хоровой энергетики. А потом и за счет остановок хоровода, выразительных театральных пауз. Вот например, перед началом монолога «достиг я высшей власти» актер, играющий Годунова, берет и держит огромную паузу. Высшая власть актера – власть над залом, когда актер безмолвствует. В этой тишине начинают проявляться другие смыслы, вертикальное измерение, и слово «высший» после паузы звучит значительно. Второй момент тишины возникает из самого китчевого предмета – дискотечного зеркального шара, пародийной царской державы Годунова. Казалось бы явное снижение, но шар дает отблески по всему зрительному залу, возникает образ театрального космоса и вместе с ним образ исторического Космоса. А совсем не карнавального Хаоса. Такие паузы обещают нечто бОльшее чем карнавал-до-конца.

Во втором действии обещание сбывается - http://lev-semerkin.livejournal.com/417377.html .
Tags: "Не так ли и ты Русь", Коляда, театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…