Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Квинт-эссенция

*
“НА ДНЕ”, О.Коршуновас, Литва, 2010г. (10)

Макробиотика! Трансцендентальный! Квинтэсенция!

Короткий спектакль (чуть больше часа) представляет собой, говоря словами Сатина, квинтэссенцию пьесы. Все самое главное, вся философская начинка в спектакль вошла.
И в добавок, в качестве бонуса - квинтэссенция "Гамлета" в финале.

Сюжетная линия пьесы из спектакля исключена, почти все события пьесы остались за кадром. В спектакле только два события: первое (пребывание Луки в ночлежке) - произошло еще до начала спектакля, второе (самоубийство Актера) - происходит в финале.
А между двумя событиями - пауза в действии, заполненная разговорами, монологами, диалогами, массовыми сценами.

Главный герой первой части спектакля - отсутствующий Лука. Именно с ним персонажи ведут диалог. Он воздействовал на общество ночлежников и общество реагирует и таким образом раскрывается, выговаривается, проявляет свои сущностные качества, самые сокровенные и заветные мысли. Таким образом, вся горьковская философия человека в спектакль вошла и вошла на полном серьезе, без иронии, постмодернизма и прочих отстраняющих, снижающих и обессмысливающих эффектов.

А дальше, как бывает и в физике, реакция на воздействие постепенно затухает, сокровенный разговор вырождается в банальную пьянку с руганью. Главным становится Сатин (он лидер, это прекрасно сыграно) и точка перелома, смены регистра наиболее заметна в его игре, когда он говорит «деток уважьте», глаза увлажняются пьяной сентиментальностью.
При этом диалог в спектакле сохраняется, но ведут его уже не с Лукой, а со зрителями. Зрители - собеседники, собутыльники, сидящие по эту сторону стола. Актеры, даже обращая реплики друг другу, смотрят в зал, развернуты всегда фронтально.

В "На дне" Эфроса спектакль двигался от хаоса к хору, воздействие Луки приводила к единению ночлежников и только смерть Актера разрушала стройное хоровое пение. Здесь посиделки заканчиваются гульбой и пьяной нестройной песней, а смерть Актера возвращает всех в исходную точку, протрезвляет и восстанавливает серьезный тон.
"Гамлет" - вот какую песню испортил Актер, он мог бы сыграть, рожден был, чтобы это сыграть, но не сыграл. Несостоявшийся Гамлет - главный герой финала.
Ночлежники все вместе играют немую сцену (финал «Гамлета» - «Дальнейшее – молчание»), и только бегущая строка продолжает транслировать «слова, слова, слова» - Верблюд - он вроде... осла! Только без ушей... разве вы можете понимать... любовь? … так с желтыми руками и помру...
Tags: театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment