Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

И заспорили славяне, кто больше Родину любит

.
Две фанатичные патриотки Европы Ю.Латынина и М.Давыдова признались в любви к своей духовной Родине.

Ю.Латынина любит классическую Европу (Европу модерна, классического гуманизма), а современную Европу жестко критикует за отступление - http://www.novayagazeta.ru/data/2011/090/03.html.

М.Давыдова любит именно современную Европу, Европу пост-модерна и нового гуманизма - http://www.openspace.ru/theatre/projects/139/details/24284/?expand=yes#expand

Я не патриот Европы, смотрю на ситуацию со стороны и вижу правоту обеих.

Конечно в новом гуманизме, которым восторгается М.Давыдова, есть большая доза лицемерия. И в этом смысле он отнюдь не новый, именно о нем Сухово-Кобылин писал:

Когда объявлено было, что существует гуманность, то Тарелкин сразу так проникнулся ею, что перестал есть цыплят, как слабейших и, так сказать, своих меньших братий, а обратился к индейкам, гусям, как более крупным.

Давыдовский «путь к умению сострадать всем сирым и убогим», то есть «цыплятам», вполне сочетается с гуманитарными бомбардировками «индеек» (Ливию раздербанили, а беженцам будут помогать).

Но концепция «нового гуманизма» это не только лицемерие, там и важный содержательный момент есть – редукция гуманизма. Новый гуманизм получен из классического путем обрезания.

Классический гуманизм высоко ставил человека… человек человеку рознь, а дарованная ему свобода воли — прекрасный и опасный дар. Благодаря этой свободе человек может подняться до звезд и ангелов, а может стать ниже зверя. Классический гуманизм требовал от человека соответствия высоким идеалам. Именно поэтому люди и их жизни, согласно этому гуманизму, как раз неравноценны.
Новый гуманизм, которым руководствуется сейчас Европа, иной. Он не предъявляет человеку высоких требований. Он объявляет уникальной всякую личность и безусловно ценной всякую жизнь.

никогда Европа не была так близка к исполнению не на словах, а на деле (!) евангельских заповедей, как оказалась близка теперь, в эпоху утраты вертикали


Эту любимую мысль она уже высказывала в «Известиях», а я откликался (http://lev-semerkin.livejournal.com/387760.html) - горизонтальное обрезанное христианство, из нагорной проповеди зачеркнули половину:
Блаженны нищие духом , ибо их есть Царство Небесное

А самый наглядный пример обрезания дает М.Давыдова, когда цитирует М.Цветаеву
Послушайте! — Еще меня любите
За то, что я умру!

Все остальные аргументы Цветаевой - За всю мою безудержную нежность и слишком гордый вид. За быстроту стремительных событий, За правду, за игру... - отброшены. Новый гуманизм отбросил и «кавалькады в чаще» и «колокол в селе». Все «высокое» под подозрением:

«Красивый человек на сцене — это фашизм» … отражает типичный ход мысли современного художника. Нормы репрессивны, идеалы опасны. Даже если они и не фашизм, то точно пошлость…

Героику и красоту (особенно идеал физической красоты) современное искусство отдало на откуп масскульту

Зацикленность современных художников на темах болезней, плотских изъянов, смерти, старения парадоксальным образом проистекает именно от того, что человеческая жизнь никогда еще не ценилась так высоко и не была так дорога.


Если Европа разделила искусство на артхаус, занимающийся изьянами-меньшинствами, и масс-культ, окучивающий здоровое большинство, то кто склеит обратно?
Но если Европа отбросила красоту (а также вертикаль, силу и здоровье), то кто это все подхватит?

Россия, как «альтернативная Европа» могла бы… если бы вспомнила себя и не смотрела в рот «французику из Бордо».

=======

М.Давыдова написала свою статью по впечатлениям от европейских театральных фестивалей, спектакль одного из упомянутых ею режиссеров - Кастелуччи - я видел (http://lev-semerkin.livejournal.com/389331.html), Кастелуччи действительно работает в контексте "нового гуманизма", но это приводит режиссера в ужас, а М.Давыдову - в восторг. Вот в этом отличие "нового европейского театра" от наших "европейцев" (которые, как водится, бОльшие католики, чем Папа).

=======

UPD: Продолжение темы - http://lev-semerkin.livejournal.com/409398.html
Tags: closespace, М.Давыдова, театр
Subscribe

  • 51 минута вечности

    * «НЕ ГОРЮЙ», Ю.Погребничко, ОКОЛО, Москва, 2021г. (9) Продолжительность 51 минута. И точка. Ни минутой больше, ни минутой меньше. И не надо. Всё…

  • Живой и мёртвые

    . «МЕРТВЫЕ ДУШИ», Р.Матюнин, ВШСИ, Актерско-режиссерский курс О.Тополянского и К.Гинкаса, Москва, 2019г. (9) Живой, теплокровный, «малиновый»…

  • В течении часа и больше никогда

    * «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», В.Жуков, ВШСИ, Мастерская К.Райкина, Москва, 2021г. (8) Это был мой первый спектакль по этой пьесе Дмитрия Данилова…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments