Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ

"ГОРЯЧЕЕ СЕРДЦЕ", С.Женовач, РАТИ, Мастерская Фоменко, 2000г. (10)

Два в одном.

Щедрость - признак гениальности. Островский никогда не "экономит" сюжеты, легко объединяя по несколько в одну пьесу. В "Горячем сердце" две основных сюжетных линии - "линия господ" и "линия слуг" (с темой "произвола сильных" и "достоинства/лакейства слабых"), или "линия взрослых" и "линия молодых". Если постановщик сумеет раскрыть обе линии спектакль обретает равновесие, два равновеликих плеча и выражает глубинную основу жизни - такова постановка Сергея Женовача.

Зачем вы девушки красивых любите?

В основе "молодой" линии пьесы - любовный треугольник Гаврила-Параша-Вася Шустрый. Ну почему один рождается "гаврилкой", а другой "шустрым"? Почему одного гонят, а другого зовут? Одного не замечают, а другого любят? Н.Зверев (Гаврила) и П.Баршак (Вася) в полной мере разыгрывают и сюжет и то что за сюжетом. Зверев просто излучает простодушие (с него семь шкур дерут - он терпит, только дочь хозяина жалеет - "сирота"), а Баршак - молодое победительное обаяние, которое (так уж устроена жизнь) заманивает обладателя в капкан. Был у него в роли замечательно щемящий момент выбора. И знает человек, как надо поступить, но чувствует, что духу не хватает. Он стоит с бубном на помосте перед бандой Хлынова (Параша смотрит), держит паузу и … переступает черту. А выражается все это в песне.
Почему в финале Параша (И.Пегова) вдруг меняет Васю на Гаврилку. В спектакле все точно обосновано. Судьба посылает молодым героям испытание - после него валет превращается в шестерку, а шестерка в короля. Героиня была влюблена в валета, но не слепа. В финале у Параши свой момент выбора. Вася приглаживает вихры, улыбается, он уверен, что выберут его. Гаврила обреченно тушуется и краснеет, все повторяет - "ну вот и хорошо, ну вот и ладно", он тоже знает - выберут НЕ его. Но тут вдруг мудрый Островский и горячее женское сердце решают по-другому, по справедливости.

Эх Россия, ты Россия!

Взрослая линия пьесы - парад национальных характеров. Групповой портрет России - СОННОЙ (Курослепов), БУЙНОЙ (Хлынов) и УШЛОЙ (Градобоев). Три актера нарисовали этот яркий портрет. Заспанный Курослепов (А.Колубков) и гиперактивный Хлынов (М.Литовченко) антиподы и вместе с тем близнецы - не знают они, куда себя девать, куда свою силу применить. Третий герой Градобоев (Е.Цыганов) самый интересный (самый неожиданный, нарушающий канон). Это действительно положительный герой (справедливый взяточник). На таких людях и стоит жизнь - и отечество защитил и порядок держит и себя не забудет и другим жить даст. ЧуднАя страна Россия. На сцене забор и ворота (декорация за три копейки, но какая содержательная и образная) - так в ворота никто не ходит (все время заперты), либо через забор перемахивают (ловкий Вася), либо в дыру пролезают (Гаврилка и даже хромой градоначальник).

Чем живут люди?

Две линии объединены в спектакле сюжетно (взрослые куражатся над молодыми, это и есть испытание) и тематически - темой "горячего сердца". Чем люди живут - сердцем живут.

-------------------------------------------
Этим спектаклем Сергей Женовач завершил первое ("золотое") десятилетие российского театра - "десятилетие Островского" - которое начал его учитель Фоменко "Волками и овцами". Другие ключевые постановки десятилетия (на мой взгляд): "Без вины виноватые" Фоменко, "Пучина" Женовача, "Таланты и поклонники" Арцибашева, "Гроза" Яновской, "Горячее сердце" Морозова, "Не было ни гроша" Марцевича, "Трудовой хлеб" Коршунова, "На всякого мудреца…" Табакова.
Tags: Женовач, театр
Subscribe

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…