Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Мир по Шолом-Алейхему.

«MARIENBAD», Е.Каменькович, РАТИ, Мастерская Женовача, Москва, 2005г. (8)

Материал – чрезвычайно благодатный для дипломного спектакля. Калейдоскоп из множества ролей – возможность показать весь курс, яркий коллективный образ - задача для командной игры, национальная характерность (особенно удались максимально контрастные краски – развязный, одесский колорит у Безносова и зажатый, местечковый у Аброскина, ребята сорвали особенно много аплодисментов). И кроме всего прочего («ласт, бат нот лист») это большая литература, представляющая определенную модель мира, стройную как архитектурное сооружение.

С лицевой стороны модель строится на завете «плодитесь и размножайтесь».
Какая сила движет людьми – напряжение между полюсами: мужским и женским, молодым и старым, традицией и современностью, бедностью и достатком, буднями в пыльных городах и праздником на курорте (замечательно выразительная мизансцена – стена из серых чемоданов, а над ней взлетают цветные зонтики, мячи, пловцы в купальных шапочках). Когда в напряженном, перенасыщенном растворе появляется искра, она как катализатор, вызывает бурную химическую реакцию. Искра – это какая-то неправильность, вроде песчинки в раковине. В данном случае пара Курлендеров – старый богатый муж отправляет молодую жену на заграничный курорт. Искра неравного брака распадается на две искры и вызывает пожар как дома (ревность мужа ставит на уши всех соседей) так и на курорте (появление молодой красавицы в красном платье сводит отдыхающих с ума).
Цепочка анекдотов, раскручиваясь, постепенно приобретает черты абсурда. Почтовый вал нарастает и переходит грань здравого смысла, когда участники переписки начинают пересылать своим корреспондентам письма, полученные от других корреспондентов. Тут на память приходит математическая операция факториал, самый короткий путь к бесконечности («число сочетаний из эн по эм»). Переписка приобретает кафкианские черты «дурной бесконечности» (вот уж не думал, что Шолом-Алейхем может быть похож на Кафку).
Наконец обезумевший муж начинает рассылать письма уже совсем посторонним людям (эта стадия похожа на распространение компьютерных вирусов).
На следующей стадии болезни быстродействия почты уже не хватает, на смену письмам приходят телеграммы. «Ты телеграфируешь, почему я не телеграфирую? Но ведь я уже телеграфировала тебе, что пока телеграфировать не о чем» (это уже Хармс). Отчаявшиеся больные срываются с мест и мечутся по всей Европе (это уже Аркадий Райкин – «я жду его у него, а он ждет меня у меня. А где же мне его ждать? Конечно у него»). Мелькают города (Базель, Берлин, Варшава, Одесса, Кишинев). Мелькают имена (Броня, Шлойма, Берл, Перл). Жизнь поворачивается абсурдной изнанкой. Столь же четко, архитектурно выстроенной Шолом-Алейхемом, как и лицевая сторона, и с той же любовью и жалостью к маленьким людям, запутавшимся в паутине.

Компьютеры зависли, сеть рухнула. Пустая темная сцена и грустная еврейская песня, как мольба о перезагрузке.
Tags: Женовач, театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…