Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Дом на набережной». Мать Антона.

.
Помню очень сильное впечатление от монологов матери Антона (то есть матери Льва Федотова) в любимовском спектакле. Хорошо помню актрису, она очень своеобразно играла, не похоже на остальных, особенно речь – такая наполненная, нагруженная смыслом и тихая, почти сомнамбулическая. То, что она говорила, было так важно и интересно, что зрительный зал буквально замирал – редкие в театре мгновения абсолютной, магической тишины.
Однако, я совершенно не запомнил фамилию актрисы. Заглянул в программку – Татьяна Журавлева – фамилия ничего мне не говорит, и главное я не помню ее (ни лица, ни фамилии) в других таганских спектаклях.
Она была не похожа на актрису и этим дополнительно привлекала внимание, неактерской интонацией, как, кстати, и Вилькин в «Обмене».

Нашел в сети ее воспоминания, она на самом деле оказалась отнюдь не рядовой таганской актрисой.
Вот фрагмент о «Доме на набережной», из него видно какое большое значение авторы спектакля Трифонов и Любимов придавали этой роли, намного бОльшее чем в книге, где это просто эпизодический персонаж.

Боровский и Юрий Петрович долго думали над декорациями. Сперва они устроили свалку на сцене, и мы все ходили и рылись в каких-то отходах. Потом это все отменилось и они придумали декорацию, из-за которой, к сожалению, этот спектакль почти никуда нельзя было вывозить. Была построена стена с окнами Дома на набережной — знаменитого, очень красивого дом, где жили высокопоставленные люди, которые один за другим погибали.

Главный герой действовал на большой авансцене перед этими громадными окнами. Всё, о чем он вспоминал, происходило за окнами. Когда в действие вступал кто-то из прошлого, то открывалось одно из окон и он говорил оттуда. Или актер появлялся в дверях лифта (главный герой в это время произносил монолог на первом плане), а мы все, когда дверь лифта открывалась, зажигали фонарики. Это очень долго отрабатывалось. Кончался спектакль тем, что все наши фонари гасли.

Когда мы начали репетировать «Дом на набережной», Юрий Петрович назначил меня на роль тетки Льва. Потом, в процессе репетиции, он вдруг закричал мне из зала: «Подойдите к правому окошку! И скажите что-нибудь про Антона». Роль матери Антона у Трифонова в повести идет как бы пунктиром, у нее нет никаких своих монологов, есть только ее рассказ про сына от третьего лица.
Я подошла к окошку, сделала как он просил. Любимов сказал: «Найдите какое-нибудь стихотворение, из Блока, например, чтобы его можно было прочитать».
Я нашла, но это не понадобилось — на следующей репетиции ко мне подошел сам Трифонов и сказал: «Я Вам напишу роль матери Антона, потому что у нас нет положительной роли матери, а у Антона должна такая быть — тем более, что это историческая личность».
Трифонов написал мне небольшие монологи, и у меня получилась очень хорошая роль. Она начиналась с того — я так придумала — что я протираю это оконное стекло. И с героем, с Димой, разговариваю сквозь это стекло, не открывая окна — из прошлого.
При этом у меня еще оставалась роль тетки Льва. У Юрия Петровича часто актеры играют по две, по три роли. Совместить их порой нелегко. Но тут Любимов сказал мне: «Не надо вам играть эту тетку, потому что мать Антона — важный персонаж, и ее не стоит ни с кем перемешивать».

Спектакль был принят замечательно.
Очень точно сделанный, он был позднее удачно возобновлен. Очень жаль только, что Шаповалов, который играл профессора, ушел в другой театр и не захотел вводиться, а остался второй исполнитель Сабинин, который был менее интересен.
Мы начали возобновлять этот спектакль, когда Юрию Петровичу разрешили вернуться. Ведь когда он уехал, все его спектакли запретили, и за то время, пока он отсутствовал, очень многое было исковеркано.
Когда мы стали возобновлять «Дом на набережной», выяснилось, что он полностью сохранился. Актеры работали на «Доме» так трепетно и всерьез, что всё запомнили, в том числе и сложные манипуляции с фонарями. Обычно этим занималась я: стояла с краю, подсказывала когда тушить, когда зажигать. Конечно, в дальнейшем, с новыми актерами, когда вводились молодые ребята с курса Юрия Петровича, это труднее было делать. Но спектакль возобновился абсолютно четко, ясно, и все в нем было так, как ставил Любимов.


Татьяна Журавлева. “Из воспоминаний актрисы”
http://magazines.russ.ru/zvezda/2004/7/zhur12.html

В воспоминаниях есть небольшие неточности. Когда в 1984 году Любимова лишили гражданства, большая часть его спектаклей осталась в репертуаре, но без указания фамилии режиссера на программках. Сняли «Мастера и Маргариту», «Дом на набережной» и еще несколько названий. А возобновлять «Дом на набережной» начали в 1986 году, еще при Эфросе (ему очень нравился этот спектакль). О возвращении Любимова на тот момент речи не было.
Tags: Лев Федотов, Таганка, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…