Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Голос трубы.

*
Скачиваю сейчас с intoclassics.net комплект бетховенских симфоний дирижера Ойгена Йохума. Пятую сразу послушал.

«Symphony No.5», L.Beethoven / London Symphony Orchestra, Eugen Jochum, 1808/197?г. (10)

Именно такого исполнения мне и хотелось. Не вегетарианского, обезжиренного, джентльменского, а самого стереотипного, «бетховенского», с пафосом. В русско-советском стиле, когда тихие эпизоды похожи на протяжную народную песню (народно-революционную), а громкие - просто революционные. У меня есть свой эталон «советского Бетховена” - пластинка Константина Иванова с парусником на обложке («моя первая пластинка», первая симфоническая), я ее часто слушал и знал почти наизусть. Исполнение Йохума ее напомнило.

Хотя один участников обсуждения на intoclassics покритиковал Йохума: "немножко бы ещё добавить экспрессии, а то г-н Бетховен как будто бы только что вышел от парикмахера: весь такой из себя причёсанный-припомаженный. Растрёпанно-взъерошенный он как-то привычнее и - как по мне – привлекательней".
Видимо, надо поискать и еще более экспрессивные исполнения, а пока мне это нравится. Пафоса там много и народности тоже много – симфония как «проект», архитектура, строительство вавилонской башни (проект общественный, народный).

Особенно хороша у Йохума труба. Такой звонкой трубы я никогда раньше не слышал, даже у «трубача» Иванова (начало его биографии - "В 1920, после смерти отца, был взят на воспитание одним из полков Красной Армии. Научившись играть на трубе, несколько лет служил в военных оркестрах").
В самых пафосных местах, когда оркестр играет на предельной громкости, труба на сверхнапряжении прорезает звуковой поток и выходит в совсем запредельное.

Слушал эту трубу и вспоминал историю Льва Федотова, впервые рассказанную Трифоновым в «Доме на набережной», потом она стала кульминацией, «моментом истины» любимовского спектакля на Таганке, потом был документальный фильм «Соло трубы».
Не одинокий голос человека, слабое соло трубы в тишине, а вот такое, сильное, запредельное, прорезающее грохочущую симфонию времени прозрение.

UPD: Соло трубы в фильме имеется в виду совсем не слабое - марш из "Аиды", любимой оперы Льва Федотова.
Tags: Лев Федотов, музыка, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments