Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Новый идиот в «Идиоте».

.
«ИДИОТ», А.Ремизова, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, Москва, 1958/1979г. (6)

А я и не знал, что этот легендарный вахтанговский спектакль записан на пленку. Сегодня совершенно случайно включил канал Культура как раз когда шли вступительные титры.

Записали его очень поздно и того самого легендарного, что было в первом составе с Мышкиным-Гриценко, в телеверсии нет. За двадцать лет от первого состава почти никого не осталось (разве что Толчанов-Епанчин, очень внушительно смотрится и становится заметно, чьи интонации унаследовал вахтанговский актер следующего поколения Осенев). Играет второй, а то и третий-четвертый состав исполнителей. Я приводил в ЖЖ программку середины 70-х годов (http://lev-semerkin.livejournal.com/260795.html), там еще были значительные фрагменты первого состава: Рогожин-Ульянов, Настасья Филипповна-Борисова, на пленке Шалевич и Максакова.

Смотреть руины, да еще в неаутентичном исполнении большого интереса нет, но не в данном случае. . Ввод на главную роль Евгения Карельских принципиально отличается от остальных актерских вводов в готовый спектакль, в чужой рисунок. Карельских на 34 года моложе Гриценко, это человек совершенно другого поколения. Типичный длинноволосый студент-неврастеник поколения хиппи (идиот 60-х-70х годов).
Во-первых, он похож на Бортникова и Тараторкина, игравших в 70-е годы Раскольникова в спектакле Завадского. И тем переводит спектакль в другой контекст (бунт Мышкина, бунт Раскольникова, молодежный бунт).
Но главное даже не в этом. Карельских попал в старый спектакль, как Мышкин из заграницы в Россию (а в инсценировке Олеши еще подчеркивается мотив – из детского мира во взрослый). Рифма между актером и персонажем сразу цепляет внимание.
Первые сцены (в поезде, у Епанчиных) сняты крупными планами. Портреты в классических интерьерах (если не Рембрандт, то Гойя :). Мышкин легкий, молодой и светлый, у него современная прическа и современная быстрая речь. А рядом тяжеловесные Шалевич и Казанская (Епанчина второго состава), старики Толчанов и Покровский (Лебедев), темная резная деревянная мебель, тяжелые шторы. У Карельских с Толчановым разница в возрасте 55 лет, за диалогом Мышкина (молодого актера) и генерала (народного артиста СССР) особенно интересно наблюдать.
К сожалению, во втором действии интерес падает. Конструкция выстроена на четырех опорах - Мышкин, Рогожин, НФ, Аглая и женская половина квартета сильно уступает мужской. Шалевич фактурен, повторяет рисунок Ульянова. Максакова слишком статична. Аглая – совсем неудачна. В начале играла Целиковская, потом Малявина, а в телеверсии Корнева. От вводов рисунок роли Аглаи стерся и самой интересной из сестер Епанчиных выглядит Аделаида (М.Вертинская).
Карельских доигрывает тему спектакля (и свою поколенческую тему) в одиночку. Олеша, следуя советскому социологическому взгляду на Достоевского, делает сильный обличительный акцент (против тёмной власти денег, купеческой наживы и против изолгавшегося «высшего общества») и это отлично рифмуется с левыми идеями шестидесятников.

А про что играл Гриценко остается только догадываться. Молодого человека он явно не мог играть по возрасту, а вот большого, больного ребенка мог сыграть и в 50 лет, тут возраст не помеха.
Tags: театр
Subscribe

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…