Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Интегрирование по частям.

.
«КОЛЬЦО НИБЕЛУНГА», ШТУТГАРТСКАЯ ОПЕРА, Германия, 2003г. (10)

«ЗОЛОТО РЕЙНА», И.Шлёмер. (7)
«ВАЛЬКИРИЯ», Н.Кристоф. (8)
«ЗИГФРИД», Й.Вилер, С.Морабито. (9)
«ГИБЕЛЬ БОГОВ», П.Конвичный. (10)


Если не можешь интегрировать целиком и сразу – интегрируй по частям.

Четыре оперы вагнеровского цикла поставлены четырьмя режиссерами (если считать работающих вместе Вилера и Морабито за одного). Не знаю, сговаривались ли они о чем-нибудь заранее, но, судя по результату, согласование имело место только в самых общих чертах – ставим «Кольцо в пиджаках», то есть переносим действие в современность, играем в современных костюмах. А во всем остальном – соревнование, кто во что горазд. Тем любопытнее смотреть, что получилось в ходе такого эксперимента. Как проявилась индивидуальность каждого постановщика, а что оказалось общим. Общее (взгляд современного человека) должно само собой проявиться. Четыре автопортрета (режиссер отражается в классическом произведении, как в зеркале) составляют цикл – портрет поколения, портрет современного европейского театра.
В таком подходе есть и обратная сторона. Оперы ставят как самостоятельные произведения (это и составом исполнителей подчеркнуто, нет ни одной сквозной роли, персонажей переходящих из одной части в другую всегда играют разные актеры, при этом сами актеры появляются в разных частях в разных образах, Фазольт становится Хагеном, Хундинг – Фафнером), поэтому и общий смысл цикла должен проявиться (или не проявиться) сам собой.

И отсутствие единой режиссерской концепции само по себе является концепцией – минус-концепцией.

Не можешь «снять кино» - не знаешь про что, не знаешь как – вот именно про это и снимай. Снимай кино про то, как не можешь снять кино. Кульбит, знакомый по фильму «8 ½», и в театре может быть применен. Все строится на дистанции между оперой 19-го века и театром 21-го века (я не проверял, но похоже, что это первое «Кольцо» нового столетия). Сейчас эти оперы поставить НЕЛЬЗЯ – вот об этом и надо ставить, всеми средствами выявить и подчеркнуть невозможность, несоразмерность.

Что-то хорошо ложиться на современность (разборки богов, нибелунгов и великанов похожи на бизнесовые разборки).
Что-то категорически не ложится – особенно явный разрыв в мужских героических образах Зигмунда и Зигфрида. Это подчеркивается прозаизацией и инфантилизацией – сначала работает на снижение современная одежда (Зигмунд – лысоватый дядька в трусах), а потом пародийные доспехи (Зигфрид наивный придурок, Иванушка). Зрители слышат одно (величественная музыка, пафосный текст), а видят совсем другое – как говориться, почувствуйте разницу.

В финале «Золота Рейна» боги не поднимаются (по радуге), а опускаются в подвал. Огненное кольцо в финале «Валькирии» - это круг света от мощного прожектора, который Вотан выкатывает на сцену (а перед этим Брунгильда засыпает, положив голову на кухонный стол, на котором стоят четыре даже не свечи, а свечки). Финал «Зигфрида» - финал одиссеи 20-го века происходит в таинственной белой комнате Кубрика из «2001», которая оказывается будуаром пышнотелой красотки, идеал комфорта и чувственного наслаждения для дебиловатого двухметрового мальчика, выросшего в бедности. Тот самый 2001 год наступил и «сбылась мечта идиота». Роскошь комнаты, где спит Брунгильда, максимально контрастна по отношению к убогой кухне современной дешевой квартирки, где живет Миме (отец-одиночка) .

Если в ком сейчас и сохранилось нечто вагнеровское, то не в мужчинах, а в женщинах. В современной женщине в решающую минуту может пробудиться валькирия – что и показывает финал «Гибели богов», семейная идиллия романтичных простаков Зигфрида и Брунгильды разрушена вмешательством извне. Он так и продолжает размахивать картонным мечом, а она из душечки-домохозяйки становится фурией.

Первая опера поставлена в марталлеровском стиле (с сюрреалистическим юмором - золотую посуду моют в фонтане, Миме ставит на патефон золотой диск). Две следующие - в стиле «новой драмы», подчеркнуто прозаично. А в четвертой гипер-режиссура так далеко уходит вперед, что выходит сзади (театральная земля тоже оказывается круглой :). Конвичный активно использует приемы наивного театра. Рисованный задник-занавес – ковер с лебедями горным пейзажем, карлик-Альберих (актер ходит на коленях, а «ножки» к балахону пристегнуты), тюзовский медведь. Но при этом декорация-ангар в какой-то момент становится похожа на Парфенон и от пародийной наивности совершается прыжок в античный масштаб.
В конце концов режопера становится столь радикальной, что уничтожает, отменяет сама себя.

В финале «Гибели богов» Конвичного театр заканчивается значительно раньше, чем заканчивается опера. Театр 21-го века честно признает свое бессилие и постепенно "смиренно" уходит в сторону, освобождая дорогу чистой музыке и чистому тексту. И таким хитрым способом режиссер все-таки ставит финал оперы и финал всего цикла. Спектакль выходит за пределы спектакля, театр выходит за собственные скобки и заканчивается в ином измерении (подобным приемом был сделан и финал "Летучего голландца" в Большом театре).
Актеры расходятся со сцены, декорация останавливается, в зале зажигают свет, а оркестр продолжает играть, Брунгильда продолжает петь (она подходит к «убитым», поднимает и тоже выпроваживает со сцены). Последнюю часть монолога она напрямую обращает в зал – и кольцо туда бросает, а потом и сама уходит со сцены. Закрывается занавес, в зале снова гаснет свет и оркестровый финал исполняется при закрытом занавесе, по которому идут титры вагнеровской финальной ремарки. Только музыка и текст. Зрители читают, чем кончилось дело, узнают от автора. Без посредников.
Tags: опера, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments