Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Эдмонд, Лир, Эдгар.

*
Собираюсь по второму разу на бутусовскую «Чайку» (26.06 и 24.07 спектакли начнут в 18-00 - специально для зрителей с транспортными проблемами).

Для подготовки еще раз посмотрел «Лира» (первый отклик - http://lev-semerkin.livejournal.com/73809.html ).
Спектакль идет пять лет, состав изменился незначительно – другая Корделия (вместо Вдовиной - Спивак) и «другая» шут (вместо Березновой - Карденас).
Смуглокожая шут выглядит эффектнее, играет хорошо - публика прекрасно считывает реплику «остальные титулы ты роздал, а этот природный».
И в целом публика смотрит очень хорошо, с полным погружением (летом – почти полный зал и в финале стоячая овация). И это при том, что театральный язык сложный и чем ближе к финалу, тем менее связный. Большинство сюжет пьесы не знает и не понимает, что происходит. Оказывается это и не важно, если действо захватывает энергетически. Многим достаточно Райкина (и/или Аверина). Позади меня сидели две полных дамы средних лет и наслаждались каждой репликой К.А. - буквально повизгивали. При том, что актер ни одной реплики не сыграл антрепризно, на понижение.

Сильнее, чем состав, изменилась картинка - из динамичной стала статичной. Я помню, что декорацию разбирали по ходу действия и в финале портрет был уже полностью открыт. Сейчас он постоянно полуоткрыт – стоит за центральной дверью и открывается, когда дверь открывают.
Сцены с подметальщиками сцены не производят того взрывного эффекта, теперь их играют по инерции и по-моему сокращают.
Но главное, что я вспоминал из «Лира» на «Чайке» и что хотел еще раз увидеть и проверить, осталось. Разомкнутая, хаотичная структура и безбашенные алогичные режиссерские всплески-протуберанцы. Типа реплики Освальда «коня здесь поставить?» или начало бури (трое сидят на корточках, газетками шуршат) или цирковая арена-костер (цирк – тема Глостеров, особенно Глостера-младшего, Эдгара, он – обугленный Пьеро и бегает по красным углям) или игра в наперсток - три дочери под колпачками (они же три сестры, их первая совместная мизансцена явно чеховская – «милые сестры», финал «Трех сестер» стал началом «Лира»).
«Мертвая петля чайки над колдовским озером» назревала постепенно, во всех сатириконовских спектаклях Бутусова, начиная с первого, программного – с «Макбетта». Только в «Макбете» для абсурдизации Шекспира понадобился Ионеско, а в «Лире» режиссер обошелся без посредников.

Коктейль разнообразных человеческих свойств – спесь Лира, прямодушие Корделии, верность Кента, беспечность Эдгара, лицемерие Гонерильи и Реганы, «Коктейль Молотова» - взрывается и мир погружается в хаос. Отец против дочери, брат против брата, сын против отца, дочери против отца, жена против мужа. Безумная вакханалия, «цирк». Ключ к спектаклю обнаружился в словах Глостера (Суханова) – боги играют людьми, как мальчишки мухами.

Две самых ярких траектории спектакля-взрыва (две самых здоровенных мухи) –Эдмонд-Аверин и Лир-Райкин. Противоположные полюса социальной лестницы. Бастард и король. Противоположные и внешне – молодой кросавчег и уродец-карлик. Эдмунд – недочеловек появляется снизу, как пес – круглая голова и кураж, бешенная энергия. Лир – сверхчеловек, куражится на помосте-постели укрыт картой страны, как одеялом. Кураж противоположного знака. Один восходит, другой нисходит.
Есть и третья траектория, обьединяющая две первые – траектория Эдгара-Осипова.

Райкин стал сильнее играть, уже не только внешний рисунок. Чем больше безумия в словах, тем больше печали в глазах. Глостер что называется «констатирует» (прозревает ослепнув), Суханов играет жестко, отстраненно. Эдмунд и старшие сестры находятся внутри игры, их несет. В этих персонажах нет трагедии. Она есть в глазах Лира. И в глазах Эдгара (Осипова), он «похож» на Райкина и здесь это особенно уместно. Он, как и Треплев-Трибунцев в «Чайке», персонаж_от_автора и если бы режиссер выбегал на сцену уже в «Лире», то в образе Эдгара – танцевать на раскаленных углях.

UPD: Отклик с обсуждением - http://skaska-skazok.livejournal.com/105910.html
Tags: Бутусов, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments