Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Политический театр.

.
«ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК», К.Серебренников, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Москва, 2011г. (6)

Сатира на межеумочное состояние одряхлевшего царства-государства искушаемого и с запада (рациональным – технологиями и законами) и с востока (иррациональным – природными богатствами и чувственной негой).

Первое действие очень предсказуемо. Нужно обладать уж совсем нестандартным мышлением и недюжинной смелостью, чтобы поставить «Золотого Петушка» НЕ про Кремль. Месседж сказки Пушкина очень темен, а вот опера, которая сочинялась в политически нагретой ситуации, сама направляет постановщика в сторону политического театра (конечно, если он не собирается ставить беззубый детский утренник, без "намеков" и "уроков").
Серебренников ставил взрослый спектакль и двинулся по предложенным политическим направляющим, как по рельсам. Нашел всем героям «небылицы в лицах» вполне узнаваемые лица.

Царь Додон (Маторин) внешне похож на Брежнева, причем не на позднего, безнадежно дряхлого, а промежуточного – из самого начала «периода застоя». В нем еще есть сила и это очень важно, придает образу обьем.

Звездочет (Джефф Мартин) - академик из ВПК, лауреат сталинской ленинской додоновской премии и либерал-западник. Их разговор с царем напоминает знаменитый исторический анекдот о Хрущеве и Сахарове («укрепи и направь»). Звездочет претендует на нечто бОльшее, чем «укреплять» (разрабатывать систему раннего обнаружения), царь же собирается «направлять» единолично и самодержавно.

Режиссер еще и от себя добавил актуальности (военный ансамбль песни и пляски и уже не брежневских, а современных секьюрити и бригаду гастарбайтеров из Средней Азии).

Второе действие предельно контрастно по отношению к первому (и к третьему, классическая трехчастная структура весело-грустно-весело, светло-темно-светло, быстро-медленно-быстро).
Из золоченого царского (кремлевского) дворца зрители вместе с героями оперы попадают в полусгоревший, разрушенный войной дворец на восточной окраине империи. Этот образ давно преследует К.С. (бесланский спортзал в "Антоний&Клеопатра"), но здесь актуализация попадает в яблочко, не выглядит бесстыдной эксплуатацией- провокацией, как в Современнике. Такая актуализация от черняковской «Аиды» идет, но ведь это хорошо (подхватить и развить идеи мастера – тоже надо суметь :)
«Президентский дворец в Грозном» рифмуется с кремлевским и это можно понять как еще один сон царя, как наваждение (и предвидение – так будет выглядеть кремлевский дворец).
Режиссер выводит на сцену подлинность, сначала (с открытием занавеса) зрители, а потом и персонажи спектакля утыкаются в нее. Политика это не только пресс-конференции, совещания, дворцовые интриги. Военное дело это не танцы ладных парней из ансамбля Александрова и не балетный развод почетного караула. Подлинность страшна – гробы. И тут шемаханка появляется, сначала как "черная вдова".
Столкновение с подлинностью может разбудить сонное додоновское царство. Но и новое искушение предлагает – сначала пение, а потом и "внешние данные" шемаханки завораживают. Смерть и любовь подлинны. Выбор – покорить или покориться. Дадон покоряется - пляшет, а потом и голову своего воеводы шемаханке дарит. Капитуляция – и далее в третьем действии закономерный финал, отказ от подлинности, возвращение в политическую иллюзию (парад и демонстрация трудящихся), небытие.

Ни восточной царице ни западному звездочету царство-государство не нужно. Последние слова Шемаханки – «пропади ты злой урод, да дурацкий твой народ». Последние слова Звездочета – «только я лишь, да царица были здесь живые лица, а остальное – бред, призрак бледный». У Бельского это написано иронически, надо читать наоборот (Звездочет с Шамаханкой – фигуры условные, а вот остальных зритель должен опознать).
У К.С., да еще в исполнении американца, эти слова выглядят пожеланием: призрак – сгинь поскорее, освободи место. И в конце пластический аналог хитрого смайлика – прыжок. Очень внятный политический месседж.

Очень кстати обнаружил в френдленте (спасибо блогоприятелю nika_stasy) высказывание Питера Брука о политическом театре.

критически настроенное и думающее новое поколение в театре все больше беспокоилось о положении дел в мире и не желало согласиться с тем, что искусство имеет право укрыться в башне из слоновой кости. Однако пьеса, предлагающая политическое решение, всегда подразумевает чью-то правоту...
настоящий политический театр означает, что театр доверяет каждому в зрительном зале сделать выводы самостоятельно, при условии, что театральное действо выполняет собственную функцию и выявляет все скрытые сложности той или иной ситуации…
Таким образом, политический театр является противоположностью политике…

В жизни накал страстей практически не позволяет войти в логику противника. А хороший драматург может, не вставая ни на чью сторону, столкнуть противоположные характеры, так что зрители будут судить их и изнутри, и извне, принимая точку зрения то одного, то другого или оставаясь нейтральными. Благодаря такой динамичной смене симпатий и точек зрения восприятие зрителя в какой-то момент выходит за рамки обычного видения.
театральная акция выглядит куда более дерзновенной, чем попытка спасти человечество. Утопические опыты, которые мы вряд ли увидим при жизни, станут реальностью за время представления, и путешествие в подземное царство, откуда никто не возвращается, не окажется опасным. Вместе с публикой мы создадим временные модели, чтобы напомнить себе о тех возможностях, которые игнорируем. Спектаклю дано превратить слова о лучшей жизни в непосредственный опыт и тем самым создать противоядие против отчаяния. Проверяется все одним способом: уходят зрители после спектакля чуточку более мужественными, более сильными?


К «Отморозкам» К.С. это относится в полной мере, к «Золотому Петушку» – в значительной степени. Концептуально, содержательно спектакль представляет именно такой политический театр, антиутопию, врЕменную модель уснувшего царства (работают гастарбайтеры, технологии дает запад, а мы пляшем и парады принимаем). Увидеть себя в кривом зеркале, посмеяться, но и вздрогнуть, задуматься и действительно сильнее стать.

Проблемы спектакля лежат не в содержательной, а в театрально-технологической плоскости.

Проблема исполнителей – поют так, что слов не разобрать. Постановка насыщена смыслами, идущими от текста либретто к узнаваемой реальности, а когда текста не слышно, многие ссылки повисают.

Проблема режиссера - начинающий оперный режиссер К.С. пока еще не постиг мудрость самограничения :) , зарежиссировал каждый квадратный миллиметр сценического пространства и каждую секунду сценического времени (в кино это называется "фильм второго режиссера").

Второй план спектакля (фон) сделан эффектно и пёстро - местами избыточно, перегружен деталями. Обыски Звездочета, арест и реабилитация Воеводы, и тому подобные микросюжеты. Но в музыке ничего этого нет, вот и получился перекос - первый план (музыкально-драматический) потерялся (и опять-таки, плохая дикция мешала главным героям брать внимание на себя).
Tags: К.С., театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…