Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Зачем музыка в балете.

.
«ТРОПИЧЕСКИЙ ЛЕС / XOVER / BIPED», М.Каннингем, МЕРС КАННИНГЕМ ДАНС КОМПАНИ, США, 1968 / 2007/ 1999 г. (2/1/9)

Есть музыка – есть балет. Нет музыки – нет балета.


Про два первых номера мало что можно сказать. Первый – кинетический, второй – супрематический. Уорхолл, Кейдж, Раушенберг – то, что называется актуальное искусство. Изобразительное, музыкальное … и балет туда же.
Как и Кейдж, Каннингем стал использовать в хореографии так называемый «случайный метод» (решая, какую структуры танца выбрать, с помощью жребия — например, игральных костей). Это, как он считал, при сочинении композиций позволяло избавиться от сюжета и стереотипных решений, диктуемых бессознательным «вдохновением», и заменить их «объективным» и, в то же время, допускавшим случай методом.
Творчество игральных костей в музыке, сценографии и танце мы и наблюдали. Структуры-1968 мало чем отличаются от структур-2007, 40 лет на одном месте.
Во втором антракте оставалась совсем слабая надежда, что третьим номером в программу поставят нечто ударное. И надежда оправдалась вполне.

Третий балет поставлен на музыку другого поколения. Музыка Гэвина Брайерса прекрасна с первой ноты до последней и то, что происходит на сцене – внутри и на стенках коробочки резонатора, сразу входит с музыкой в резонанс. Вибрация струн – вибрация тел. Бип-бип-бип. Я был моментально загипнотизирован и оставался в таком состоянии все 45 минут.

В музыке сочетается электронное звучание и звучание живой скрипки. На сцене – живой танец и видеопроекция. Тут и хореографический метод совсем другой, используется техника «остановленного движения». Видеокамера ловит движение сенсоров, закрепленных на теле танцоров, и переводит его в цифровое изображение, передаваемое на установленный на сцене экран.

Движение возникает ниоткуда (танцоры мгновенно материализуются из темноты) и исчезает, но на стенках коробочки остается след. Время словно расщепляется и кажется, что вибрации могут продолжаться вечно (на сцене – модель вечного двигателя). Но нет, потенциальная энергия музыки до остатка переходит в кинетическую энергию танца и иссякает, движение людей-частиц постепенно замирает, замораживается. Тепловая смерть одной, отдельно взятой Вселенной.

=======
Этот год в гастрольно-танцевальной Москве проходит под знаком Брайерса. Сначала Каролин Карлсон станцевала под его музыку «Пороки и добродетели» Джотто, а теперь вот компания Каннингема.
Tags: ЧехФест, контемпорари, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment