Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Алонзанфан.

.
Продолжение отклика на «Волшебную флейту» Джонатана Миллера.

Начало спектакля - концептуализм высокой концентрации, что ни сцена – то неожиданный смысловой ход.

Явление Царицы Ночи – последняя сцена в этом ряду. Обставлено как церковная церемония, католическая служба. Мальчики-служки выносят свечи, Царицу сопровождает иезуит-наушник, Тамино коленопреклоняется. Для принца-студента 18-го века Ночь это тьма средневековья, религиозное мракобесие. Церковь-мать (во сне образы смешиваются) требует от него жертвы. Соответственно и звери, которых он заклинает звуками флейты, это истуканы, фигуры прежних богов. А на противоположном полюсе - Свет Разума, Просвещение. Попасть в царство Зарастро это все равно как из церковной школы поступить в Университет.

Задав систему смысловых координат, раскрыв аллегории, заложенные в либретто, режиссер устранился и далее почти до самого финала спектакль движется по инерции. Вышли на сцену – ушли со сцены, все строго по сюжету. Сцена маленькая – особо не развернешься. Оживляют рутинное действие трое мальчиков (подобраны по фактуре в рифму в трем дамам – светленький, темненький и полненький), красавица Памина и очень активный, наглый Папагено (юмор на грани злой сатиры на немецкий национальный характер).
Испытание огнем и водой не поставлено никак – ушли в одну дверь, вышли из другой.

Только в последней сцене режиссер «возвращается», чтобы снабдить месседж восклицательным знаком.
Сначала появляется хор с республиканскими трехцветными лентами, а потом стены библиотеки раздвигаются и открывается вид на светлое будущее – горный пейзаж с золотым штандартом Великой Французской Революции посередине (наверное так выглядел символ новой веры, учрежденной якобинцами).
Tags: Волшебная флейта, театр
Subscribe

  • Милый Бертран, дорогой Петер

    * ”ЕПИФАНСКИЕ ШЛЮЗЫ” , М.Брусникина, ТЕАТР п/р ТАБАКОВА, 2015г. (9) Cтавить эту повесть Андрея Платонова средствами традиционного театра - задача…

  • Mr.Bean & The Idiots

    * «МЕРТВЫЕ ДУШИ», К.Серебренников, ГОГОЛЬ-ЦЕНТР, Москва, 2014г. (5) Узок этот спектакль, я бы расширил. От сочетания Гоголь+ГогольЦентр (большой…

  • Тряхнуло ("плохой стал злым")

    . Пока молчание Великого и Ужасного продолжается, может быть успею завершить свои пикейно-жилетные диванно-имперские рассуждения. По состоянию на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment