Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Папагено за пультом.

*
" ВОЛШЕБНАЯ ФЛЕЙТА", Ж.-П.Поннель, ЗАЛЬЦБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, 1982г. (6)

Это – моя 13-я флейта и, пожалуй, самая зрелищная (из театральных, с фильмом Кеннета Брана соревноваться невозможно).
Постановка open-air на фоне естественных декораций – каменная стена с галереями в три этажа, мне уже знакомых по «Милосердию Тита» Кушея (на том же месте 20 лет спустя, после оперно-режиссерской революции). Поннель из другого, дореволюционного поколения и он осваивает обстоятельства места совсем по-другому. Это старый европейский театр – более чистый, простодушный, прекраснодушный и прямолинейный. Стена с галереями эффектно превращается в Храм Солнца, проекция звездного неба на задник таких размеров тоже впечатляет.
При таком масштабе особенно выигрывают массовые хоровые сцены. Из действующих лиц лучше всего вписалась в пространство Царица Ночи (Груберова) – величественна, статична.
А остальные персонажи взяты напрокат из традиционных театральных постановок и то, что уместно или терпимо на сцене, здесь выглядит ну очень пыльной рутиной. Принц – юноша-старичок, принцесса – девушка-старушка (одновременно, а не последовательно, как Папагена :).

Особенно не повезло самому разговорному «драматическому» персонажу – Папагено. Режиссер потратил на него очень много усилий, ему помогают со всех сторон - и дополнительный рисованный задник устанавливают, и бочки поднимают, и дерево двигается, и Папагена эффектно превращается, и священник-поводырь сочинен с нуля и стал персонажем с вполне полноценным характером.
И даже дирижер Ливайн заговорил - вступил с Папагено в диалог. Ливайн молод, весел, харизматичен, кудряв и щекаст, машет палочкой в свое удовольствие – вот кто органичен, вот кто здесь настоящий Папагено. А Кристиан Бёш отчаянно пережимает, такая специфическая немецкая сахарная пошлость, лицом хлопочет как дешевый клоун, даже петлю на веревке делает с дебильной «куклачевской» улыбкой и ни грамма кислинки-самоиронии, только сахар.

Традиционные театральные сценки, диалоги, общение на такой сцене не очень уместны, крупные планы не нужны, надо играть условно, на общих планах. И в мизансценах учитывать глубину и высоту – так, как сделано в сцене второго явления Царицы Ночи. Диалог с дочерью на расстоянии десятка метров, мама на галерее второго этажа, а дочка на авансцене. И нож оказывается можно не передавать из рук в руки, а телепортировать «волшебным» образом.
Tags: Волшебная флейта, опера, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment