Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

Гагарин, Сорин, сор

*
"ЧАЙКА", К.Богомолов, ТЕАТР п/у ТАБАКОВА, 2011г. (4)

Спектакль тотальной мизантропии, тотального отвращения режиссера к среде своего обитания.
И угораздило же его так попасть – «в Елец», «в третьем классе с мужиками», да еще «образованные купцы» будут приставать с расспросами - что сказать хотел?

Концепция простая, «бетонная». Спектакль закупорен в мизантропию, как персонажи в каменный мешок, как Гагарин в консервную банку «Восток».
Все действие в четырех стенах – стены старые, пыльные, тяжелая старая мебель, решетка на окне. И решетка такая характЕрная – лучи из левого нижнего угла.

Люди третьего класса

Почти все персонажи это «люди третьего класса». Чеховский текст они тарабанят, как органчики, не понимая смысла слов. Мельчайшие, ничтожнейшие соринки ведут убогую «жизнь насекомых» - пьют водку (или кокаин нюхают, как Нина в последнем акте). Терзают гитару – поют пошлости про «солнышко лесное», про «часовых любви», про «город золотой», про «облака». Пишут про «лицо обрамленное», про «афиша гласила». Берегут просо, считают копейки. Носят треники и шапку из газеты, носят медали на пиджаках. Рассказывают про синодального певчего, или как учились в ремесленном училище, а потом стали космонавтами. Все эти Сорины, Треплевы, Шамраевы, Дорны. Все эти Зыкины, Визборы, Гребенщиковы, Шевчуки и Гагарины.

Режиссеру они не интересны (разве что, как обьект для саркастической ухмылки). А зрителю в ответ тоже неинтересно про это смотреть. Попытки оживляжа (Сорин поет голосом Зыкиной, Нина выходит с косой, на занавесе мультфильм про моль) выглядят режиссерским празднословием.

Люди второго класса

Только два персонажа выше классом. Тригорин и Аркадина – люди искусства, люди состоявшиеся. Пусть не первого, но хотя бы второго класса, на уровне «принимали в Харькове», «печатали в «Новом мире». Они способны на развернутую рефлексию (Тригорин) на яркое действие (Аркадина) и сразу появляется зрительский интерес. Среди мельчайших насекомых два экземпляра покрупнее, самчик и самочка. Хабенский и Зудина – интересная пара.

Первоначальный актерский состав предполагал и еще одного кандидата во второй класс – Сиротина-Треплева. Сиротин мог бы срифмовать своего героя с Тригориным-Хабенским, развернуть на ту же рефлексию.
Но на премьере роль Треплева сыграл Ворожцов, похожий на моль, а не на Хабенского – совсем другой образ. Он и заканчивает в шкафу, как и полагается моли.

Моль и чайка

Постановка Богомолова выглядит абсолютным антиподом бутусовской «Чайке». В «Сатириконе» - свободный полет чайки над колдовским озером, а здесь – бледная моль мечется по запертой комнате. Но эта параллель случайна (случайно две премьеры встали рядом).
По смыслу постановка Богомолова оппонирует серии ностальгических спектаклей про «любовь к родному пепелищу», таким как «Старший сын» Козлова (о том же времени/месте с тотальной любовью, а не с тотальным отвращением).

=======

UPD 15/02/19: отклик на новую версию спектакля - https://lev-semerkin.livejournal.com/786004.html
Tags: Богомолов, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…