Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Перпендикуляр.

*
"О КОНЦЕПЦИИ ЛИКА СЫНА БОЖЬЕГО", Р.Кастелуччи, СОЧЬЕТАС РАФАЭЛЛО САНЦИО, Италия, 2010г. (10)

Перпендикуляр зрителя.

Пространственная структура спектакля содержит две оси – горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальный отрезок – собственно сцена, белая полоса из кулисы в кулису. На сцене обстановка современного жилища – диван, столик, телевизор, кровать. Комфортно, стерильно, оснащено бытовыми приборами, идеально приспособлено для жизни. Белый островок в темноте.

Вертикальный отрезок – картина на заднике, центральный фрагмент – лик, узкая полоса ровно по середине.

Всё вместе похоже на математический значок перпендикуляра. Горизонтальная палочка внизу – сцена, вертикальная палочка – лик.

В первой части спектакля действие происходит только на горизонтальном отрезке, на сцене. Два персонажа – отец и сын. Отрезок – линия от отца к сыну, связь. Действие подробное, бытовое, предметное. Сын ухаживает за больным отцом.
Вертикальная ось – портрет - остается неизменным. Это константа. Хотя иногда кажется, что портрет меняется в лице – когда долго смотришь на сцену и потом переведешь взгляд вверх и встретишься глаза в глаза. На самом деле это зритель меняется – посмотрев сцену, получает новый опыт. Зритель смотрит другими глазами, потому портрет кажется другим. Возникает диалог с портретом.
А в это время на сцене происходит диалог между персонажами. Здесь можно увидеть самый разный смысл, кто-то увидит «бытовой ад», кто-то связь поколений (визуализированную вот таким способом). Дурную бесконечность, как наваждение, или наоборот эстафету человечности. Зритель может вспомнить личный опыт, если такое у него было, или представить/подставить себя в такую ситуацию. А может вспомнить популярную в театре 20-го века тему «бессмертия» – бесконечного существования современного человека, которое поддерживается комфортом, медициной, разными искусственными подпорками и, чем дальше, тем больше теряет смысл («Три высоких женщины» Олби, «Прекрасные дни» Бэккета). Бесконечный конец - тупик гуманизма.

Диалог на сцене заканчивается капитуляцией сына, он сходит с дистанции, убегает с белой полосы – назад, к заднику, подходит к портрету и прижимается/припадает, голова сына оказывается как раз на уровне рта (в данном случае точнее сказать не «рот», а «уста»). Возникает еще один визуальный перпендикуляр, похожий на букву «Т». Вертикальная палочка снизу – тело сына, горизонтальный отрезок сверху – уста Сына Божьего.
Постояв у портрета, сын не обретает силы вернуться и уходит за кулисы. Сразу за этим и отец встает с кровати и покидает сцену, оставляя на стерильном белом полу грязный след.

Во второй части спектакля действие переносится с горизонтальной оси на вертикальную, со сцены на портрет. Теперь сцена – константа, там ничего не происходит, та же комната, но без людей, только со следами жизнедеятельности людей.
А холст с портретом начинает меняться - искажаться, «плавиться», растягиваться, корчится, потом возникают грязные потеки. Холст рифмуется с одеждой, прикрывавшей «грязную плоть». Белая одежда не может удержать темную грязь, чернота проступает, холст чернеет и рвется в лохмотья (черное разъедает материю, как кислота). Лохмотья обдирают, за ними открывается надпись “YOU ARE (NOT) MY SHEPHERD» (ты – мой (не мой) пастырь). Слово NOT видно не сразу и не всегда, сначала открывается один смысл, потом – противоположный. Но эти сомнения/колебания еще не последний слой, за надписью открывается все тот же лик, а со сцены убирают все предметы, остается только сама сцена – белый пол (горизонтальный «холст» лежащий на сцене) со следами грязи – грязные потеки, как роспись, знак, месседж, надпись на неизвестном языке (и тогда, вертикальная надпись это перевод с языка современного искусства на международный английский). Финал спектакля - диалог старого (вертикального) и нового (горизонтального) искусства.

Перпендикуляр режиссера.

На встрече со зрителями после спектакля режиссер тоже много говорил о пространственном решении, о двух перпендикулярных осях, но оси назвал другие.

Перпендикуляр режиссера повернут на 90 градусов и расположен не в плоскости зеркала сцены, а в плоскости зрительного зала. Главная ось направлена со сцены в зал. Отрезок между глазами на портрете и глазами зрителя. Взгляд глаза в глаза и послужил первотолчком к спектаклю, когда режиссер увидел картину в альбоме и долго не мог оторвать глаз. Вторая ось – тот же горизонтальный отрезок на сцене. Происходящее на второй оси создает турбулентность, взаимодействует, сбивает, подвергает сомнению прочность главного вектора «глаза в глаза». Для сына происходящее в комнате - это испытание, но и для зрителя происходящее на сцене - это тоже испытание.
Таким образом, действующих лиц в спектакле четверо – отец, сын, лик и зритель. В этом четырехугольнике разворачивается «сюжет». Театр Кастеллуччи это не актерский театр (актеры,играющие отца и сына - не более чем натурщики), не драматический театр, это театр близкий к изобразительному искусству (и к искусству кватроченто и к искусству 20-го века), театр одухотворенных/экспрессивных/агрессивных визуальных образов и отвлеченных идей.

Самую сильнодействующую сцену спектакля в Москве не показали (по техническим причинам). М.Давыдова, которая вела встречу с режиссером, видела эту сцену в Антверпене. В момент перехода от первой части ко второй, когда актеры покинули сцену, в зале погас свет, установилась полная темнота и вентиляторы стали гнать ветер в сторону зрителей. В перекрестье перпендикуляра режиссер поставил точку, провалил зрителей в абсолютно черную дыру. Момент перехода, смерти/рождения. Аргумент вероятно самый сильный с театральной точки зрения, но не самый сильный с содержательной. Не необходимый.
Tags: ЧехФест, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments