Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

… и летопись окончена моя.

*
"БУРЯ", Д.Доннелан, ЧЕХОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, 2011г. (8)

Одинокий, нищий старик в пустой комнате. Изба в три окна, голый дощатый пол, пустые стены, по углам валяется несколько старых вещей – табуретка, ящик, таз, книги, шахматная доска со стертыми от времени квадратиками. «Буря» последняя, итоговая пьеса Шекспира. Вот – итог.

Итог жизни человека – обветшавшая материальная оболочка, жесткие морщины старости, мизантропия, одиночество.
Но остается еще память и воображение. Они подводят к другому итогу.
В памяти звучит музыка. Тени минувшего, обрывки жизненных коллизий, неперегоревшие страсти, обиды.
Воображение рисует на стенах морские пейзажи, раздвигает стены, населяет комнату персонажами. Они разыгрывают сказочную историю. Изба становится волшебной театральной коробочкой, фантастическим островом, пространством отвлеченных философских сущностей, где действуют два начала - бесплотное и плотское. Ариэль (начало возвышенное, музыка, воображение, перевоплощение) и Калибан (начало низменное, похотливое, злобное).

Ариэль – это музыка. Вот главное открытие и главная удача спектакля. И режиссерская и актерская (в роли Ариэля ансамбль: Андрей Кузичев и еще несколько музыкантов).
По приказу Просперо Ариэль творит музыку, а также бурю, ветер, воду, огонь и даже бревна.

Это последние усилия воображения, последнее сказание рассказано и воображение больше не нужно, Ариэля можно наконей отпустить. Последний всплеск эмоций, обид (нож к горлу герцога) и Просперо примиряется с прошлым, прощает и прощается. «Кощей» не становится благостным «дедом Морозом», просто эмоции наконец перегорели, остался пепел. На море белеет парусник (прекрасный, как земляничная поляна Бергмана, населенная светлыми образами прошлого). Ариэль никуда не улетает, он возвращается в нерасщепленное бытие, в единство с Калибаном (трогательный жест Кузичева и отклик Феклистова и вся финальная «скульптура»).

Игорь Ясулович в роли Просперо развивает тему, которую начинал в роли Пимена в «Борисе Годунове».
Еще одна сквозная тема «русского Доннелана» - сатирическая. В «Зимней сказке» было архаичное простонародье (пара - Лавров и Бехтерев), здесь простонародье современное, "калибаны" эпохи массового потребления. Тоже пара – «голубоватый» и «быдловатый».
Более злая сатира – политическая. Узнаваемо и старшее поколение - король силовик с орденским планками (Михаил Жигалов), и молодое поколение – герцог яппи (Евгений Самарин).
Tags: ЧехФест, театр
Subscribe

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Что им Гекуба?

    . «КЛЯТВЕННЫЕ ДЕВЫ», А.Золотовицкий, ЦДР, Москва, 2018г. (2) Не срослось. Первая проблема – материал. Похоже, что эта «гекуба» - история семьи…

  • Идеальный муж умер, да здравствует муж еще более идеальный!

    . «НА ВСЯКОГО МУДРЕЦА», К.Богомолов, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2021г. (9) Спектакль очевидным образом наследует «Идеальному мужу» (2013-2021), в…

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…