Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

«Почитай отца твоего и мать твою»

*
"СТАРШИЙ СЫН", Г.Козлов, МАСТЕРСКАЯ, СПб, 2010г. (9)

Перед тем как сыграть пьесу Вампилова играют несколько вступлений.

Пока зрители рассаживаются, актеры бродят по сцене, где простыни сохнут на веревках. Они слушают старые песни («платочки в руках теребят» в рифму к «ребят»), пританцовывают (раньше говорили «дрыгаются») под музыку. На простынях – старые фотографии.
Звуки наших песен еще светлее, чем «звуки тишины» Саймона-Гарфункеля-Херманиса (с Херманисом у Козлова общий фундамент и украшения на фасаде, но постройки совершенно разные).

Потом выходит режиссер и рассказывает, что посвятил постановку своему отцу, которому под 90 (то есть, он - ровесник вампиловского Сарафанова).

Потом актеры по очереди рассказывают о своих отцах-матерях-дедах, заканчивают одинаковой фразой «я его/ее очень люблю» и показывают их фотографии на простыне.

И только когда зрители настроились и актеры настроились на максимально позитивный образ прошлого, пьеса разыгрывается совсем светло-легко-водевильно. Так весело, что Вампилов (с портрета на декорации) смотрит на все происходящее даже с некоторым недоумением.
И оказывается, что водевильность его пьесе очень идет. Особенно, когда все роли играют ровесники, совсем молодые актеры, студенты или выпускники. Как-то Бутусов ставил «Старшего сына» на своем курсе, ставил всерьез и в спектакле была проблема Сарафанова, Лысенков был слишком молодой и легкий. В спектакле Козлова такой проблемы нет. Алексей Ведерников играет условно, комично и очень трогательно.
Но самое удивительное, что и драматическая линия пьесы прозвучала, она прошла пунктиром через водевиль благодаря только одному актеру – исполнителю роли Бусыгина Михаилу Касапову. Он несколько раз останавливал водевиль резкими репликами и его твердость очень точно контрастировала с подвижностью Сильвы (Арсений Семенов) и дополнялась твердостью Нины (Полина Приходько).

Отцы и дети и в пьесе и на фотографиях – люди разных поколений, но в спектакле они обьединены в одно слитное прошлое. Поэтому в окне Макарской патефон конца 40-х, а Васенька одет в синюю школьную форму конца 70-х. Макарская (Александра Мареева) комический персонаж, а Васенька (Евгений Шумейко) – самый натуральный, словно со школьной фотографии спрыгнул на сцену.

Пьесы Вампилова, Володина, Арбузова, Зорина все чаще ставят в театре и уже традиция сложилась. Постановки больше друг на друга похожи, чем на «то время». Шиньоны, брюки-клеш, белые водолазки, цветастые платья и рубахи кочуют от Арцыбашева к Рыжакову, из Москвы в Питер. Но постановка Козлова из общего ретро-ностальгического ряда выпадает. И не потому, что идет поперек, наоборот, доводит тенденцию до максимума, до абсолюта. Ретро означает некоторое снижение, а этот водевиль не только высветлил, но и парадоксальным образом возвысил пьесу. Любовь – чувство возвышенное.

Сыграли «Старшего сына», обернулись к фотографиям на стенах (рядом с Вампиловым – Окуджава, Гагарин, Самойлов) и спели хором про кларнет Сарафанова («кларнет пробит, труба помята») и закончили «под управлением любви».
Такое вот обьяснение в любви и почитание предков.

=======
UPD: Через пять лет посмотрел спектакль еще раз - https://lev-semerkin.livejournal.com/680481.html
Tags: Козлов, МАСТЕРСКАЯ, театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments