Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Лаэрт или Гамлет.

.
Блогоприятельница skaska_skazok сравнила Гришу Жилина, героя «Отморозков» с Лаэртом ( http://skaska-skazok.livejournal.com/39391.html?thread=304095#t304095 ).

И сегодня же вышла рецензия М.Давыдовой ( http://www.izvestia.ru/culture/article3155207/ ), озаглавленная «Отмороженный Гамлет».

По-моему, Лаэрт – это в самую точку (ведь у Шекспира и молодежный бунт/революция с участием Лаэрта описана, совпадение буквальное).

А Гамлет – не совсем. В герое Прилепина-Серебренникова-Авдеева есть рефлексия, но эмоции и действия намного больше. И поэтому его бунт можно использовать и направить/перенаправить, как «перенаправил» Клавдий бунт Лаэрта.

А в остальном (за еще одним исключением, о котором ниже) статья Давыдовой очень хороша и точна. Давно я так не совпадал с ней. Можно кусками цитировать и ППКС (подписываться под каждым словом).

Серебренников совместил предельную актуальность тематики с предельной экспрессивностью выразительных средств, узнаваемость картинок - с условностью сценического языка (заградительные решетки по необходимости превращаются тут во все на свете - от больничной койки до кладбищенской ограды).

Серебренников не романтизирует бунт, он лишь пытается понять его истоки. Зафиксировать тот момент, когда главный герой вдруг ясно понимает, что "надо оказать сопротивленье". Из среды "отморозков" этот герой явно выделяется.

Филипп Авдеев, главное актерское открытие этого спектакля, наделяет главного героя взрывным темпераментом, бесстрашием юности, опасным идеализмом

Филиппу Авдееву удается сыграть кроме бесстрашия молодости, иронии, склонности к ерничанью в разговоре с полониями еще и неизбежную для "Гамлета" рефлексию. Без нее он, как и прочие герои спектакля, и впрямь был бы всего лишь "отморозком", которым режиссер конечно же не симпатизирует. С ней он человек. И это явленное в спектакле умение выпрыгнуть из социального (идеологического) измерения в пространство одной отдельно взятой души - главное достоинство того нового политического театра России, зачинателем которого стал в "Отморозках" Кирилл Серебренников.


Последний абзац особенно хорош, но только с определением «политический театр» я не согласен. «Театр прямого социального высказывания» - это ближе, но политических струн спектакль не задевает (моих не задел совершенно).

Он не зовет к топору (на митинг, в партию НацБолов), он зовет к сочувствию, соразмышлению. Озадачивает, а не мобилизует. Мое мнение о партии Лимонова после спектакля нисколько не изменилось, ни в плюс ни в минус, а вот к лимоновцам, к «пехоте» я стал относиться гораздо лучше.
Да что там «на митинг». Спектакль не повлиял никак даже на решение идти/не идти на выборы, голосовать за тех или других. И даже не пытался повлиять, политически воздействовать.

У спектакля особая актуальность. Строго говоря, книга написана о другой политической эпохе (арест Лимонова – апрель 2001-го) и читая вот этот фрагмент:
Саша хотел сказать, что Безлетов стал холуйствующим либералом, но не сказал, увидев, что несут второе.
— Либерал — это что, ругательное слово? — спросил Безлетов. Он все еще не злился всерьез — но щедро добавлял снисходительности в речь.
— В России это хуже чумы, — просто ответил Саша.

невозможно представить, что такого героя можно «перенаправить» на один митинг с либералами.

Политическая актуальность ушла, политические карты смешались, энергия протеста поменяла флаг и ушла на Манежку, но спектаклю это только помогло. Шелуха отслоилась, а «реальные разговоры, услышанные (подслушанные) артистами в среде юных бунтовщиков и в толпе праздношатающихся обывателей» проявили актуальность не зависящую от политического момента.
Tags: театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal

  • Васисуалий Самгин

    . «ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ», А.Калинин, АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР, СПб, 2020г. (6) Не буду оригинален, Иван Трус – грандиозный актер! Может всё - от острого…

  • Три шага в бреду

    . «ТРИПТИХ», Г.Карризо, Ф.Шартье, Peeping Tom, Бельгия, 2013-2021г. (10) Театральный сюрреализм, с каждым следующим шагом баланс смещается, все…

  • Два маленьких мальчика, которых нельзя повредить

    . «ТОЛСТАЯ ТЕТРАДЬ», Т.Тарасова, ТЕАТР им.МОССОВЕТА / ГИТИС, Мастерская Кудряшова, Москва, 2020г. (10) Пожалуй, лучший спектакль, что я видел в…