Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Category:

В поисках радости.

*
"ОТМОРОЗКИ", К.Серебренников, Школа-студия МХАТ, 2011г. (9)

Первая часть спектакля (экспозиция – уличные беспорядки) и последняя часть (апофеоз - революция) не вполне удались, недопоставлены. Зато вся центральная часть, сердце-вина сделана правильно, в спектакле есть сердце, поэтому пробило, замкнуло, как надо, и пошел ток.

Подлинность прорвалась через слова, слова, слова. Через неровности сцен, эскизность образов (кому-то из актеров хватило нескольких штрихов - мать (Владимирова), нежный великан Негатив; у кого-то только контур намечен).
С исполнителем главной роли у режиссера случилось замыкание, похожее на то что было с Кузичевым в «Пластилине» . Возникла такая же искренняя жертвенная нота. Пространство в спектакле пульсирует и в нескольких монологах-выкриках главного героя сжимается в яркую точку. Эмоциональные переклички с «Пластилином» в центральных сценах очень важны (допрос, больница, похороны), молодость - жизнь на краю. Из «Пластилина» венки и гроб. Но после «Пластилина» 10 лет прошло, важно увидеть, что изменилось. Герой стал твердым - вырос и оформился.

А из «Трехгрошовой оперы» ковровая дорожка (во власть и на высший суд).

Известна фраза Пушкина про «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Так вот, этот бунт безусловно русский.

Но он не бессмысленный, исходный импульс осмыслен, он рвется к достойной жизни, к подлинности, к радости, к любви. Это не темный (во всех смыслах) Роберто Зукко. Он не бич (как в «Роберто Зукко» Гинкаса). Он боль. Вот про него точно можно сказать - «он не врач, он боль». Диагноз не формулирует, лечение не предлагает.

И он не беспощадный, в нем есть благородство и «пощады он знает» (сцена с несостоявшимся покушением напомнила «Террористов» Камю и через них навело мосты к революционной молодежи рубежа других веков 19/20-го и далее к дедовской шашке и погрому в отдельно взятой квартире "В поисках радости").

Название «отморозки» расшифровано фотографией в программке - обнаженное молодое тело и бескрайний зимний лес – Россия страна морозов, а они раздеты. Россия – лес. Русский – гол.

Прямое выражение патриотического чувства очень редкое у Серебренникова (но для меня не неожиданное) дорогого стоит. Несчастливцев в режиссере есть, хоть и прорывается редко, прячется под маской преуспевающего Буланова.

В экспозицию – сцены уличных беспорядков - очень удачно вмонтированы вербатим-монологи (взгляд со стороны, в том числе с противоположной стороны, монолог омоновца). А про сами сцены можно сказать – здесь должен был поработать хореограф. Такие сцены плохо удаются в натуральном исполнении (да и натуры маловать, 10 революционеров и 3 милиционера), а вот условная театральная пластика могла бы легко с этим справиться. лучше завести энергетическую увертюру – стук дубинок по металлическим оградам, бас-гитара и барабаны, прожектора, беготню взад-вперед по Цеху Белого - превратить в цунами и обрушить на зрителя.

В начале зрителю просто предьявлен феномен - молодежь «бунтует». Цвет флагов не столь важен. Футбольные фанаты, левые, националисты, антиглобалисты, «лимоновцы», «баркашовцы», все стаи похожи.

А вот дальше спектакль делает то, что и должен делать русский театр – он идет к этим отморозкам, он погружается в среду, как Горький и Станиславский «На дно». Он начинает различать цвета – у этих отморозков цвет красный, а флаг - пионерский (привет «Голой пионерке» не случаен, подлинность та же), он их слушает, хочет услышать, понять. Если надо, режиссер может и через модного автора переступить, через Прилепина, как переступил через Кононова. Но для этого надо быть хоть немного «врачом». А пока вопрос из "Голой пионерки" «теперь, понимаешь?» так и остается без ответа. Боль чувствую, что делать - не понимаю.

В финале сюжет отрывается от реальности и воспаряет - революционная новогодняя сказка (ночь сбычи мечт, для революционеров – революция). Тут и любовный треугольник главного героя разрешается (революционные пары должны быть такими, как Бонни и Клайд, как Тихонов и Хасис).
Переход в другую реальность - значит нужна другая условность, смена театрального языка. Вот, например, Фассбиндер в одном из фильмов одел Фракцию Красной Армии в костюмы бабочек с цветными крылышками.
Или перейти от драмы к трагедии. "Это будет последний и решительный бой" (весь зал встает и подхватывает).

=======

отклики в ЖЖ

http://prilepin.livejournal.com/41005.html

http://vasilek.livejournal.com/175639.html

http://skaska-skazok.livejournal.com/39391.html
Tags: К.С., театр
Subscribe

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…