Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Культура против десоветизации -1

*
ТВ-канал Культура ударил архивами по десоветизации. 8-9 мая произвел залп советских фильмов 30-х – 40-х годов. Я посмотрел три.

"ЦВЕТУЩАЯ ЮНОСТЬ", А.Медведкин, СССР, 1939г. (8)

Это не просто документ, факт истории, это "факт искусства". Репортаж о параде физкультурников на Красной площади летом 1939-го года смонтирован в цветной 20-минутный фильм. «Линия жизни» очень точно срифмовалась с «линией кино» - цветущая юность героев фильма с юностью цветного кино. Парад физкультурников - с парадом красок.

На трибуне мавзолея – вожди. Снято с нижней точки, не крупными, а общими планами, нечетко, в солнечном мареве, они стоят будто в облаке на вершине. Вот, кстати, откуда взялся визуальный стиль михалковского «Предстояния», вожди и в беседке показаны такими же засвеченными небожителями.
Настоящие, подробные крупные планы вождей это портреты, которые проносят, провозят мимо трибун. Цветущая юность предьявляет вождям на трибуне не только себя, но и их подлинные образы.
Гигантский портрет Берии проезжает по площади и весь трясется (все лицо трясется и круглые очки подпрыгивают на переносице). Рядом с портретом стоит часовой с ружьем и тоже трясется, аж приплясывает.

Рядом с трибуной – элита страны. Красные командиры, герои-летчики, их молодые жены в цветастых платьях и шляпках, дети в белых панамках.

Но не они сегодня главные герои. Фильм смонтирован под песню - «и все мы загорелые, и сильные и смелые, за Родину за Сталина всегда готовы в бой». Энергия юности переливается с площади на экран, из советского 1938 года - в Историю (в том числе и в наши постсоветские времена). Это ведь было первое полностью советское поколение. И, кстати, состав вождей на трибуне уже приобрел окончательный вид. Образ страны завершен. Красная утопия воплощена в жизнь, хотя бы только на Красной площади (на площади меньше квадратного километра и на несколько часов парада).

Поколение «правильное», действительно «готовое» и его цветение еще и потому так впечатляет сегодня, что было быстротечным. Режиссер словно предугадал взгляд зрителя будущего, который уже знает, что «завтра была война». Поколение приняло тот самый бой, о котором в песне, победило, но почти все погибло.

Советская утопия Медведкина на немецкую «Олимпию» Рифеншталь принципиально не похожа, анатомическое сходство лишь подчеркивает отличие.
Нет никаких ссылок на античность, нет рафинированной холодной эстетизации. Все значительно горячее, проще, даже простодушнее. И «ближе к народу», к народным танцам-ритуалам (имеющим тот же месседж – демонстрация единства народа и подрастающей смены - цветущей юности). Пафос смягчен простодушным юмором, совершенно детским. Самые юные физкультурники скачут на тряпочных лошадках, маленький пограничник с собакой конвоирует трех кукольных самураев. Это страна-ребенок, совсем еще маленький, совсем еще голенький. Старательно марширует по брусчатке, под палящим солнцем через бесконечно длинную площадь. Утомленный солнцем из последних сил вытягивает руку над головой в пионерском салюте и улыбается.

=======

Про остальные два фильма - в следующих откликах.
Tags: кино
Subscribe

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Хорошо о хорошем-плохом

    . «КАК ХОРОШО МЫ ПЛОХО ЖИЛИ», С.Серзин, Невидимый театр, СПб, 2018г. (7) Хороший спектакль, простой и точный. Простой по форме, точный по…

  • Кто здесь режиссер?

    . «МОЦАРТ «ДОН ЖУАН». ГЕНЕРАЛЬНАЯ РЕПЕТИЦИЯ», Д.Крымов, Мастерская ФОМЕНКО, Москва, 2021г. (10) Крымов полностью замкнулся сам-на-себя, то есть на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments