Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

«Чайка» глазами режиссера Треплева

*
"ЧАЙКА", Ю.Бутусов, «САТИРИКОН», Москва, 2011г. (10)

Говорят, что битловская песня “Because” сделана из бетховенской «Лунной сонаты», сыгранной задом-наперед. Бутусовский «Иванов» был сделан из чеховской пьесы тем же способом. А бутусовская «Чайка» - это джазовая вариация на чеховскую «Чайку». Свободная игра для свободных зрителей.

Вкололи (себе и зрителям) лошадиную дозу джазовой свободы (джазового сумбура, свинга, драйва, синкоп и импровизаций) и чеховские темы, герои, реплики, диалоги, сценки встряхнулись, помолодели-посвежели, открылись заново, какие-то еще более пронзительно и лично (Треплев-Трибунцев-Бутусов – свободный художник), какие-то более остро-парадоксально (ловелас-западник Евгений «Бадди Холи» Дорн - Артем «Райкин» Осипов), какие-то более зло, запредельно зло (Тригорин-Суханов).
После перезагрузки из хрестоматийного текста попёрло - и «сто пудов любви» и «комедия» и целая стая женщин (Нина-Маша-Ирина-Полина Стеклова-Дровосекова-Нифонтова-Райкина-Спивак) налетела на героев и спутала их по рукам и ногам волосами медуз-горгон и извивающимися эротическими плясками.

Режиссер Треплев представляет зрителям свои фантазии.
Была такая шутка – наука это способ удовлетворения собственного любопытства за счет государства. «Чайка» это удовлетворения страсти режиссера к игре за счет «Сатирикона». В науке, увы, уже не так. Хорошо, что в театре такая возможность еще сохранилось.

Какой-то зритель сказал, выходя из зала в первом антракте – «что-то очень захотелось в Малый театр». И у меня после первого действия был приступ подобного малодушия ;)

Первое действие – одна из проблем спектакля. Настоящее действие, игра с полной гибелью всерьез начинается во втором действии (примерно со слов Аркадиной «я никогда не думаю ни о старости ни о смерти», режиссер тут же выворачивает реплику наизнанку и ставит импровизацию на тему смерти на фоне гринуэевского стола явств, Треплев единственный сидит на противоположной стороне стола, на стороне зрителей, а персонажи его спектакля прямо на наших глазах становятся мертвяками).

Первое действие это вступление, настройка, освобождение, вспашка зяби и расчистка сознания. Вступление чересчур затянуто, ИМХО. В какой-то мере настраивает (сам режиссер и дает камертон, задает интонацию во вступительном слове), но и сбивает в какой-то мере. В зале слишком редко и слишком тихо смеются, а смех это лучший ёршик для мозгов.

На взрыхленную почву второе действие ложится уже легко. И на сцене Тригорин-Нина наступает смысловой пробой.
=======

продолжение - http://lev-semerkin.livejournal.com/381495.html
http://lev-semerkin.livejournal.com/395515.html
http://lev-semerkin.livejournal.com/395561.html
http://lev-semerkin.livejournal.com/396744.html
Tags: Бутусов, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments