Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Болт-вредитель, или «как размножаются ёжики»

"БОЛТ", А.Ратманский, БОЛЬШОЙ ТЕАТР, Москва, 2005г. (8)

три действия : день, вечер, ночь. Место действия : завод, ресторан, завод.

День.
Начинается с физзарядки. Торжество рациональности (разума, организации, науки). Труд, машины, митинг. Торжество коммунистичеcкой утопии. Она же – антиутопия в духе «Метрополиса» Фрица Ланга. Внизу – рабочие (обезличенные, одинаковые как муравьи) во власти машин. Вверху – небожители (те, кто управляют машинами), люди будущего – вожди, инженеры. Тождество утопии и антиутопии.
Впрочем не все муравьи движутся синхронно, один хулиган выпадает из строя. Его иррациональные импульсы и инстинкты угрожают порядку, стройному как кристаллическая решетка. Ведь его внимание привлекает лучшая девушка в отряде. Возникает любовный треугольник: хулиган, комсомолка, комсомолец.

Вечер.
Когда заканчивается рабочее время, наступает свободное время, пока не охваченное научной организацией (лектории, планетарии, стадионы еще не построены
) и отданное «основным инстинктам», пережиткам прошлого -рестораны, алкоголь, танцы. Блатные, беспризорники. Мутный омут личной жизни. Во время написания либретто это называлось «нэп», нэпманская «вечерняя» эсетика противостоит индустриальной «дневной».
Хулигана тянет в омут. Тем более, что у него устаревшее отношение к женщине (не как к товарищу, а как к обьекту влечения), он пристает к комсомолке и получает отпор от комсомольца.

Ночь.
На первый план выходит подсознательное. Хулиган и его кореш беспризорник приходят на завод. Хулиган сует болт в машину, эротическая символика этого акта очевидна (фрейдистское вытеснение влечения к комсомолке). Соперник-комсомолец прибегает спасать завод еще быстрее, чем дружинники. Им его и сдают как вредителя. Но тут в беспризорнике просыпается совесть и желание влиться в коллектив, он разоблачают навет. Хулигана арестовывают и уводят. Появляется комсомолка. Счастливые комсомолец, комсомолка и беспризорник танцуют втроем – вот вам и новая семья – ячейка общества - готова, и, заметьте, никакого «основного инстинкта» не потребовалось.
Натанцевавшись семья засыпает. Им снится один сон на троих – море, пловчихи, диверсант-аквалангист, подвиг, красная армия – самолеты, самокаты, победное торжество, попутно хулигана выводят перед строем и расстреливают. Утопия опять смыкается с антиутопией, теперь все это напоминает «Болеро» из фильма Збигнева Рыбчинского «Оркестр».

Послесловие. Утром рабочие делают физзарядку и разбиваются по-трое (каждая пара усыновила по беспризорнику). Новая модель семьи победила.
Tags: театр
Subscribe

  • О чем говорят бесы

    . «БЕСЫ», Г. Лифанов,ТЕАТР им.ЛУНАЧАРСКОГО, Севастополь, 2019г . (3) Спектакль интересно смотреть, но совершенно не интересно слушать. В нем есть…

  • Три восковые персоны и два эффекта Кулешова

    . «БОЛЬШАЯ ТРОЙКА (Ялта-45)», А. Житинкин, МАЛЫЙ ТЕАТР, 2020г . (8) Начинается с документального кино. Прибытие Рузвельта и Черчилля в Ялту,…

  • Театрально-военные пятилетки (1956-2021)

    . Составлял список театральных спектаклей о Великой Отечественной войне, задумался в каком порядке расставлять, а алфавитном или по рейтингу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments