Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Малина

*
"ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА", Е.Марчелли, ТЕАТР им.ВОЛКОВА, Ярославль, 2010г. (10)

Самый простой-ясный-определенный и самый злой-жесткий-отчаянный спектакль Марчелли, из тех что я видел.
Тотально безжалостный и по отношению ко времени действия пьесы (начало 20-го века) и ко времени постановки (начало 21-го века). Первые ели виноград, у вторых - оскомина. Виноград был зеленый, оскомина красная, даже малиновая (в цвет пресловутых пиджаков).

Все сделано одним радикальным ходом, "простым_как_всё_гениальное" – сменой интонации со старого французского "декаданса" на новое русское "падение" (мордой в грязь).
Было: пряный флер, тонкая игра на понижение, намеки на грани запретного.
Стало : чисто-конкретно, все барьеры убрали. Эротика сменилась порнографией.
Второе вытекает из первого, отражает кривое в кривом зеркале. "Сладостный процесс" продолжается (с перерывом на СССР).

Герои спектакля – герои эпохи, хозяева жизни (той и этой) – политик (депутат Думы), художник (актуальный), делец (сначала дурак робкий, потом дурак наглый). Живут с игры на понижение и вдруг, когда распад добирается до них самих, их собственной семьи – хватаются за револьвер. Но уже поздно.

А тем, кто не допущен к столу «большой игры» остается роль наблюдателя, случайного гостя на «празднике жизни». Режиссер узнал себя (и я-зритель тоже) в эпизодических персонажах. В первом действии - случайный свидетель семейной драмы, любопытствующий студент. Во втором действии – наивный провинциал. Отражение в кривом зеркале злой рефлексии, безжалостно ироничной и по отношению к себе, созерцателю. Простак обаятельный превращается в простака жалкого.

Первое действие вытянуто вдоль авансцены, завеса не снята и скрывает глубину. Семейный скандал разыгран лихо и такая манера вызывает у зрителя легкую оторопь, смешанную с восхищением. В такой манере русскую классику еще не играли (персонаж только появляется из кулисы, а ему, то есть «ей» – пошла отсюда!). Непонятно куда клонит хулиганствующий постановщик, но интригует сильно.

Во втором действии покров спал, сцена обнажена во всю глубину и покрашена в радикальный малиновый цвет. Элитно-богемно-воровская малина - красная комната Линча с контрастным цветовым пятном, зеленым роялем. Конфликт бесстыдно обнажен, декадентски-загадочная Катерина Ивановна грубо раздета, изнасилована, превращена в Тело (лицо закрыто волосами). Она – модель для художников. Ее подают гостям – собственный муж и «подает». В первом действии еще ревновал, во втором - сдался. (а я вспомнил, как подавали к столу Ларису в «Бесприданнице» Праудина, Марчелли жестче, его малиновые цвета и экспрессивные образы кричат).

А потом картину смоют с холста (тряпками) и предъявят зрителю чистую стеклянную поверхность (как чистый белый лист в финале додинского «Чевенгура»).

И "корявая" русская песня о пропавшей (пропащей?) девочке Кате. Куда ушла, дай ответ, не дает ответа...

Имя России.

Трилогия Марчелли о России начала века (и века 20-го и века 21-го).

Варя ( «Дачники», пьеса 1904 года, постановка 2003 года)

Люба («Вишневый сад», пьеса 1904 года, постановка 2005 года)

Катя («Екатерина Ивановна», пьеса 1912 года, постановка 2010 года).
Tags: "Не так ли и ты Русь", Марчелли, театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…