Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Театр может всё … и ни перед чем не остановится.

*
"БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ", Г.Тростянецкий, «СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО», Орел, 2009г. (8)

Спектакль получился в главном.
Но оставил открытым вопрос о допустимости/уместности некоторых театральных приемов (например, подсадных зрителей) при постановках подобных документальных произведений.

Книгу Гальего ставила Брусникина в МХТ. На мой взгляд, ее фирменные минималистические приемы театрализации прозы оказались более уместны. И тот предельно аскетичный спектакль произвел намного более сильное и более цельное впечатление, чем этот предельно выразительный с клоунадой, балетом, карикатурой и пантомимой (то, что режиссер назвал одним словом «карнавал»).
Это такой типичный супер-режиссерский театр тотальной карнавализации по принципу «театр может все». Очень хорош в студенческих этюдных работах. Та же Брусникина ставила со студентами Райкина сказки Пушкина и показывала, как можно одним только «лицом» сыграть «яблоко» или «зеркало». Но когда она ставила «Белое на черном» пошла по пути самоограничения – просто прочитать текст, как самодостаточный, и никакой «игрой» не пытаться его еще эмоционально усилить (там и так все стрелки приборов упираются в край шкалы).
Вернее так. Не было почти никакой игры. А редкие включения метафорической режиссуры, как исключения подтверждавшие правило, были построены не в лоб, а по нелинейной ассоциативной связи (велосипеды лежали на сцене, уродливо подогнув руль под себя).

В постановке Тростянецкого много лишнего (перебор), много лобового и много манипулятивного.
Сначала явный фальстарт. Подсадной зритель, который никого не обманул и оставил чувство неловкости, задал неверный тон. Первая фаза карнавала - игра со зрителями, вторая фаза - невербальный театр – уводит еще дальше в сторону.
Настоящий спектакль начинается, когда появляется авторский текст и когда на сцене появляется герой.
И заканчивается, когда герой со сцены уходит и снова кто-то выходит из зала и принудительно выводит сценическое действие на резюме.

Герой всё сразу меняет. В книге есть герой («Герой» с большой буквы) и есть стержень, вот и в спектакле стержень сразу появляется и тогда «весь этот джаз карнавал» театральной выразительности пляшет уже не сам-по-по-себе, а вокруг живого человека. И под карнавальными актерскими масками оказываются живые люди.
Исполнитель главной роли точен как камертон и пластически выразителен совсем не карнавальным образом.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments