Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Теорема старая, доказательств нет.

*
"T.E.O.R.E.M.A.T.", Г.Яжина, "TR Warszawa", Польша, 2008г. (3)

Самый гладкий спектакль из трех, что я видел на нынешнем польском фестивале. Профессиональный, эстетически совершенный, но не цепляет нисколько. Будто смотришь на жизнь аквариума через толстое стекло.

Аквариум или кастрюля на огне?

Сравнение с аквариумом приходит в голову еще и из-за обилия немых сцен. Семья – отец, мать, сын, дочь, а также служанка, в прямоугольном доме-коробочке. Бессмысленное сонное существование, холодная рыбья кровь.
Извне приходят почтальон и гость.
Вне дома – птицы небесные (за задней стенкой) и хулиганы уличные (за правой боковой стенкой).

Театральный римейк фильма Пазолини еще более схематичный и умозрительный, чем оригинал.
Сочетание холодной умозрительности с фирменной скукой польского театра делает просмотр тяжелым испытанием, неравной борьбой со сном.

«Теорема» Пазолини была теоремой молодого, перегретого, устремленного в будущее общества. «Кастрюля» стояла на огне, бульон под крышкой кипел и готов был крышку снести. Революция - сейчас, коммунизм – завтра. 60-е – время молодежи. Демонстрации, забастовки. Жажда обновления общества, обновления искусства, обновления христианства.
Огонь погас, кастрюля остыла и превратилась в аквариум. Для поляков коммунизм это прошлое (как верно подмечено в буклете).

Теорема Яжины стара уже тем, что вторична по отношению к фильму. И тем, что это ретро (на сцене антураж 60-х). И тем, что время нынешнее немолодо. На место энергии модернизма, прорыва в будущее пришла усталость пофигизма и игры постмодерна с кубиками-квадратиками старой культуры.
У сына после встречи с гостем пробудились художественные таланты и сексуальная ориентация. Он рисует «Голубой квадрат» и мажет голубой краской лицо (как безумный Пьеро). Цитирование, пережевывание пережеванного – вот и всё на что способна его фантазия.

Сохранилась в неизменности сексуальное желание (мать выходит из дома на злые улицы) и христианская основа (служанка общается с птицами) – эти две сцены самые живые.

Вторжение подлинности (документальных съемок) в герметичный условный спектакль только подтверждает диагноз. На документальных кадрах пожилые, потертые жизнью люди (совсем не европейские, вполне нашенские). Они отвечают на вопросы, преодолевая неловкость. И я, «простой зритель», вместе с ними. Испытываю ту же неловкость от прямых вопросов, заданных холодным равнодушным тоном.
Tags: Польша, театр
Subscribe

  • Второй глоток

    . «ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОК», В.Скворцов, ET CETERA, Москва, 2021г. (3) Второй спектакль смотрю по этой пьесе Питера Шеффера («Летиция и дурман»,…

  • Три из пяти

    . «ПОДЛИННЫЕ ИСТОРИИ ЖЕНЩИН, МУЖЧИН И БОГОВ», Е.Гремина, Театр Док, Москва, 2015г. (5) Историй всего пять. Первые три по древнегреческим мифам…

  • Красная гвардия

    . «В ОКОПАХ СТАЛИНГРАДА», С.Женовач, МХТ им.ЧЕХОВА, 2021г. (10) Вот таким спектаклем должен начинать худрук главного драматического театра страны.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments