Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Теорема старая, доказательств нет.

*
"T.E.O.R.E.M.A.T.", Г.Яжина, "TR Warszawa", Польша, 2008г. (3)

Самый гладкий спектакль из трех, что я видел на нынешнем польском фестивале. Профессиональный, эстетически совершенный, но не цепляет нисколько. Будто смотришь на жизнь аквариума через толстое стекло.

Аквариум или кастрюля на огне?

Сравнение с аквариумом приходит в голову еще и из-за обилия немых сцен. Семья – отец, мать, сын, дочь, а также служанка, в прямоугольном доме-коробочке. Бессмысленное сонное существование, холодная рыбья кровь.
Извне приходят почтальон и гость.
Вне дома – птицы небесные (за задней стенкой) и хулиганы уличные (за правой боковой стенкой).

Театральный римейк фильма Пазолини еще более схематичный и умозрительный, чем оригинал.
Сочетание холодной умозрительности с фирменной скукой польского театра делает просмотр тяжелым испытанием, неравной борьбой со сном.

«Теорема» Пазолини была теоремой молодого, перегретого, устремленного в будущее общества. «Кастрюля» стояла на огне, бульон под крышкой кипел и готов был крышку снести. Революция - сейчас, коммунизм – завтра. 60-е – время молодежи. Демонстрации, забастовки. Жажда обновления общества, обновления искусства, обновления христианства.
Огонь погас, кастрюля остыла и превратилась в аквариум. Для поляков коммунизм это прошлое (как верно подмечено в буклете).

Теорема Яжины стара уже тем, что вторична по отношению к фильму. И тем, что это ретро (на сцене антураж 60-х). И тем, что время нынешнее немолодо. На место энергии модернизма, прорыва в будущее пришла усталость пофигизма и игры постмодерна с кубиками-квадратиками старой культуры.
У сына после встречи с гостем пробудились художественные таланты и сексуальная ориентация. Он рисует «Голубой квадрат» и мажет голубой краской лицо (как безумный Пьеро). Цитирование, пережевывание пережеванного – вот и всё на что способна его фантазия.

Сохранилась в неизменности сексуальное желание (мать выходит из дома на злые улицы) и христианская основа (служанка общается с птицами) – эти две сцены самые живые.

Вторжение подлинности (документальных съемок) в герметичный условный спектакль только подтверждает диагноз. На документальных кадрах пожилые, потертые жизнью люди (совсем не европейские, вполне нашенские). Они отвечают на вопросы, преодолевая неловкость. И я, «простой зритель», вместе с ними. Испытываю ту же неловкость от прямых вопросов, заданных холодным равнодушным тоном.
Tags: Польша, театр
Subscribe

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Немного кино в холодное театральное межсезонье

    . Рейтинг фильмов, что смотрел в июле-августе (Денёв, Тарантино, Финчер, Хауэр) : « Бойцовский клуб», Финчер, 1999г. (10) « Попутчик», Хауэр, 1986г.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments