Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Возвращение к женщине

*
"ДЖАН", Р.Козак, ТЕАТР им.ПУШКИНА, Москва, 2005г. (8)

Жан написал о спектакле так: "путешествие в мир, путешествие к женщине". Точная формулировка! История Назара, главного героя спектакля, развивается одновременно по двум линиям ("общественной" и "личной"): путешествие в мир (попытки вывести народ джан в "светлое будущее"), путешествие к женщине (поиски пары).

Для молодого героя Андрея Платонова важно и то и другое (в полном соответствии с преобразовательным, творческим, максималистским духом времени). Вот только "путешествие в мир" заканчивается неудачей - народ джан остается непознанным и неуправляемым. Герой возвращается в Москву, где находит личное счастье. Такая связь личного и общественного сразу вызывает в памяти знаменитую пьесу 30-х годов - "Таня", вот только разрешение конфликта у Арбузова прямо противоположное, путешествие Тани "в мир" спасает ее от трагедии в личной жизни.

Здесь режиссера не очень занимает история народа джан (жаль, ведь она чрезвычайно содержательна и символична и в историческом и в современном смысле - "вся Россия наш Джан" - написал кто-то из критиков). Главный сюжет спектакля более отвлеченный - отношения героя и мира (Я и не-Я). Раскрытие, взросление, становление героя через отношение к окружающим - людям, животным, растениям. В духе традиционного для Платонова пантеистического одушевления природы, все встреченные Назаром существа это вариации одного образа, первого образа, перевоплощения его матери. Поэтому всех их (мать, жену, всех женщин, верблюда, саксаул) играет одна актриса - Алла Сигалова, причем играет без слов, языком пластики. Мир - нем или косноязычен, герой вступает с ним в пластический диалог, угадывает, что тот хочет сказать и переводит в слова (собственно этим сам писатель Платонов и занимался).

Исполнитель главной мужской роли - Александр Матросов мастерски переходит от языка драматического театра к языку пластики. Очень важно, что внешность героя ("медвежья" и вместе с тем очень пластичная фигура, белый костюм) и открытая, светлая эмоциональность точно вписываются в идеал того времени. Спектакль "Джан" во многом продолжает и развивает идеи другого спектакля по Платонову - "Фро" Василия Сенина, выпускника мастерской Фоменко в РАТИ, Алла Сигалова участвовала в работе над "Фро" и ее влияние там было очень заметно. Роль Матросова это дальнейшее развитие мужской темы того спектакля (мужа Фро замечательно играл Евгений Цыганов). А параллель Фро - Таня связывают все три спектакля о 30-х годах ("Таня" Пономарева, "Фро" Сенина и "Джан" Козака) в единый цикл, к тому же спектакли схожи и по изобразительному ряду (использование белого цвета).

Основной мотив героя - стремление вернуться, вернуть долг (матери, народу джан), но оказывается, что возвращение в буквальном смысле - невозможно. Как и в фильме Звягинцева "Возвращение", возврат долга может быть произойти только опосредовано, в следующем поколении. Жена заменяет Назару мать, также как старший сын в "Возвращении" заменяет отца.
Tags: Платонов, театр
Subscribe

  • Народный артист СССР

    . «Уходят наши, вот еще один ушел навсегда» Уходит эпоха "народных артистов СССР" — Бельмондо, (Жан Марэ, Луи де Фюнес), Делон, Ришар, Депардье.…

  • Дуракам везет

    . “ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ СЖЕЧЬ”, Бр.Коэны, США, 2007г. (5) Следовало бы назвать «ПЕРЕД прочтением сжечь», потому что это комедия. Умная,…

  • Феллини: 100 лет и 12 лет

    * Сегодня отмечают 100-летие Феллини. С 1954 по 1965 год, когда выходили на экраны его самые великие фильмы (последовательно «Дорога», «Ночи…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments