Лев Семёркин (lev_semerkin) wrote,
Лев Семёркин
lev_semerkin

Categories:

Бургундская местно чтимая святая.

*
"ПРИНЦЕССА ИВОННА", В.Мирзоев, ТЕАТР им.ВАХТАНГОВА, 2011г. (7)

Очень редкий в моем зрительском опыте случай.
«Болезнь театрального критика», когда начинает непреодолимо клонить в сон минут через 20 после того, как погаснет свет в зале, если и возникает, то в первом действии. После прогулки в антракте спектакль, какой бы он ни был, в сон уже не вгоняет.
А здесь первое действие смотрелось легко и публика вокруг была "включена", а через 20 минут после начала второго действия что-то произошло и интерес к происходящему на сцене улетучился как-то вдруг. Спектакль начал разрушаться прямо на глазах и не только по моему единичному мнению, стал «разрушаться» и зал. Первое действие смотрели, в антракте мало кто ушел, но в середине второго действия стали уходить, пара за парой.

Я разумеется не ушел. И в мыслях не было.
Не первый раз на Мирзоеве (восемнадцатый) и уже изучил одно из самых сильных качеств его режиссуры – он умеет ставить финалы. Так ярко-театрально и парадоксально по смыслу, что каждый второй можно смело отправлять в хрестоматию театрального искусства.
Вот и в «Ивонне», главное, – дотерпеть до последней сцены. Нить действия вдруг исчезнувшая, также вдруг вернулась, спектакль сфокусировался.

Программка.

У вахтанговских премьер при новом руководстве появилась очень хорошая традиция – каждый спектакль получает персональную эмблему (образ, визуальный слоган, иконку). Поначалу иконка была видна в специально квадратном окошке, вырезанном в программке (в «Белой акации» – красная звездочка, в «Береге женщин» – лицо Марлен Дитрих, в «Троиле и Крессиде» – огрызок яблока раздора). Сейчас слоган виден только на афише - боевая труба в «Тополях». А в афише «Ивонны» - терновый венец вместо буквы «О».
Окошко в программке осталось, но почему-то не используется. Да и картинки там совсем не похожи на то, что зритель увидит на сцене – другие фигуры, другие костюмы, другие образы. Более темные по колориту, но более ясные, прямолинейные по содержанию - черные мундиры, чулки на лицах, дурацкий колпак на жертве, затянутой в черное – сплошная «инквизиция» и «фашизм». Возможно это следы предыдущих редакций спектакля, до премьеры не дошедшие. От "фашизма" в спектакле осталось только галифе у Принца и веселый немецкий марш (со специфическим здоровым хохотом – «траль-ля-ля, траль-ля-ля») в эффектной обработке композитора Латенаса.
Скорее всего и невнятность второго действие это следствие смены режиссерского курса во время работы. Вполне может быть, что и песня, которую вдруг начинает исполнять второстепенный персонаж, это след первоначальной идеи ставить мюзикл. В спектакле очень заметен разнобой, когда одно торчит из-под другого. А некоторые из самых ударных линий пьесы недоиграны. Например, линия Валентина, самая абсурдно-комическая и при нормальной постановке гарантирующая зрительский успех, самый быстрые реакции зала, - то, что так "выстрелило" в исполнении эрмитажного артиста Сухарева ( http://lev-semerkin.livejournal.com/58640.html ).

Проявитель.

Спектакль начинается сценой раздачи буханок (бедным), благотворительность - искусственный танец, вычурные позы, вычурные голоса.
Нет, это никакой не фашизм с ницшеанским «падающего толкни» и очищением расы от больных и неполноценных. Этот королевский двор живет по современным правилам, по правилам пиара.
Когда уходят взрослые, молодежь начинает говорить по-человечески, что подчеркивает контраст.

Этот королевский двор просто-таки ждал какую-нибудь «Ивонну» (бедняжку, неполноценную, а лучше всего еще и больную).
И он ее получил, наследника престола принца Филиппа потянуло на необычное (на остренькое с гнильцой, как Ставрогина на Хромоножку) и он привел во дворец случайно встретившуюся на дороге аутичную девочку-старушку.

Реакция его молодых друзей на встречу с Ивонной вполне естественна для молодости (вот Жан вспомнил Михряшку - http://jeanix.livejournal.com/101221.html, можно фильм «Чучело» вспомнить, «Повелителя мух», да наверное у каждого в дворовом / школьном / пионерлагерном/ армейском опыте есть подобное неприятное воспоминание о «козле отпущения».
Козел отпущения - это, по словам Жана, «проявитель». В случае с Михряшкой проявляются черты молодого незрелого социума, Михряшка проявляет детскую, стайную, животную жестокость (инстинкт цыплят, заклевывающих раненого собрата).
Но когда Ивонна попадает во дворец, она проявляет нечто совсем другое, даже диаметрально противоположное.
Ивонна проявляет взрослую, развитую, перезрелую общественную нравственность - то, что называется политкорректностью, лицемерием (превращенная, извращенная форма морали).
Когда дуру нельзя назвать дурой, а следует называть «альтернативно одаренной».
Когда права разнообразных меньшинств важнее прав большинства.

Ивонна поначалу приводит в замешательство придворных, но самые продвинутые (все, кроме тормознутого короля Игнация) быстро смекают, что это подарок судьбы, что такого классного обьекта для демонстрации политкорректности нет ни в одном из соседних королевств (разве что в Голливуде наконец дадут оскара за роль одноногой безработной афроамериканской лесбиянки больной СПИДом ;)

Но вот незадача, эта "альтернативная одаренность" находится в таком отношении к реальности, что НИКАКОЙ контакт невозможен.
Ее нельзя использовать - ни как обьект для научного изучения, ни как обьект для насмешек, ни как пример политкорректности. Она ускользает из любой игры (и тем разрушает игру), она сваливается с любой полочки, куда ее определят.
И тогда остается ее убить (убить максимально политкорректно - позволить подавиться рыбьей косточкой) и назначить святой.
Мертвая она уже ничего не испортит, мертвую можно использовать. Лучше всего в церкви -учредить культ святой Ивонны Бургундской (паломники, туристы, сувениры, "бренд").

А свою тайну (тайну внутреннего мира, который ни в чем не похож на нормальный человеческий) она унесет с собой.
Ее разгадает только Принц в последний момент - и тоже унесет тайну с собой, никому не рассказав.
Нам, свидетелям, они оставят только намек - две блаженных улыбки.
Tags: театр
Subscribe

  • Медвежья ирония

    . «МЕДВЕДЬ», В.Панков, ЦДР, Москва, 2019г. (7) Сложено из трёх слоев по-медвежьи – грубо и крепко (не так как легкие стулья в доме у вдовушки…

  • Открыл Чеховский фестиваль

    . «ФОЛИЯ», М.Мерзуки, "Поль ан Сен", Франция, 2018г. (8) Постановщик нам известен (по спектаклю "Пиксель"), почерк узнаваем. Хип-хоп, как…

  • Бесплодье умственного тупика

    * «ГАМЛЕТ. КОЛЛАЖ», Р.Лепаж, ТЕАТР НАЦИЙ, Москва, 2013г. (10) Посмотрел трансляцию в кинотеатре. Первый раз смотрел со второго ряда бельэтажа…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments